TOP

Грустный юбилей войны на Донбассе

5 лет назад украинские власти объявили о начале антитеррористической операции на Донбассе. То, что начиналось как внутренний мятеж, вскоре перерастет в настоящую войну. Странную, непривычную, но от того не менее кровавую…

Были моменты, когда казалось, что Украина рухнет и рассыплется на множество осколков. Но несмотря ни на что, она устояла. И продолжает бороться за свою государственность. Выводы и уроки пятилетней войны обсуждались во время дискуссий и в кулуарах Kyiv Security Forum 11—12 апреля. Остановлюсь на основных уроках и выводах, которые прозвучали на форуме.

Демократия — это не просто набор слов. Это процедуры, права и обязанности, которые стоят того, чтобы их защищать. Причем с оружием в руках. В Киеве ждут, что помимо словесной и политической поддержки Запад и прежде всего ЕС окажут помощь поставками оружия. Пока же Украина, которая находится в состоянии самообороны, сталкивается с фактическим эмбарго на поставку вооружения со стороны Франции и Германии.

В Киеве готовы к интеграции в западную инфраструктуру безопасности. В частности, речь идет о включении украинской ПВО в соответствующую систему НАТО. Украина хотела бы также постоянного присутствия контингента НАТО на своей территории, рассматривая это в качестве гарантии от российской агрессии.

В Украине считают, что действующий формат санкций против России неудовлетворителен. В Киеве предлагают ввести санкции в отношении российского нефтегазового экспорта, финансовую блокаду российских структур, запрет на передачу технологий с Запада в Россию.

Необходимо научиться отличать свободу слова от пропаганды. А СМИ — от инструмента пропаганды и манипуляций. В этом плане российские государственные медиаресурсы в Киеве рассматриваются как часть механизма подрывной деятельности против других стран. И в отношении таких, говорилось на форуме, медиа должны быть предприняты жесткие меры воздействия.

Минский формат переговоров зашел в глубокий тупик и по сути в текущем формате смысла больше не имеет. Необходима его существенная перезагрузка. Но она возможна только с согласия Кремля. На это Владимир Путин не пойдет. А значит, перспективы политического разрешения российско-украинской войны не просматриваются.

Украинское руководство исходит из того, что Россия должна нести не только политическую, но и финансовую ответственность за агрессию против соседней страны. Украина уже предъявила ряд исков о возмещении вреда, причиненного оккупацией, в международные суды. И готовит новые. Правда, не совсем понятно, как обеспечить исполнение принятых судами решений на практике. В целом Украина стремится сделать оккупацию Крыма и Донбасса максимально затратной для России.

При этом в Киеве неприятно удивлены попытками европейцев разделить вопрос Крыма и Донбасса, усматривая в этом попытку договориться с Москвой на выгодных для нее условиях за счет Украины.

В Киеве твердо уверены, что именно сильная и независимая Украина является основным гарантом безопасности Европы на востоке. Уже сейчас 20% украинского бюджета идет на оборону. В сравнении с 2013 годом, в этом году на закупку вооружений будет направлено в 20 раз больше средств. А всего на сектор нацбезопасности и обороны Украина выделит в 2019 году 5,34% ВВП. В Киеве уверены в своей способности сдержать силовыми методами российскую экспансию. При этом многие украинские специалисты уверены в подготовке Россией следующей фазы агрессии против Украины. Этот вывод следует из наращивания российской стороной военной инфраструктуры вдоль границы с Украиной, развертывания новых соединений дивизионного уровня. Так, одних только резервных казацких дивизий в Южном военном округе Россия планирует развернуть шесть.

Вакуум лидерства и дефицит политической воли в Европе является большой угрозой для европейской безопасности. Слабость Запада провоцирует Кремль на агрессивные действия. В этой связи в Киеве твердо убеждены в необходимости сохранения и усиления НАТО и трансатлантической солидарности. И с крайним скепсисом воспринимают прожект создания армии ЕС.

В целом есть общее мнение среди украинских политиков, генералов и экспертов относительно того, что мир, к которому мы привыкли после окончания «холодной войны», закончился. Мы находимся в полосе глобальной и региональной нестабильности, которая, по мнению скептиков, может продлиться еще лет 30.

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Минск — Киев — Минск

Читайте также:

Куропаты продемонстрировали слабость власти

Как поднять престиж срочной службы

Может, Кремлю просто будет не до нас?

ВПК Беларуси: направления экспорта меняются

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.