На ноябрь могут быть назначены парламентские выборы. Значит, уже в августе начнется, по словам президента, «политическая вакханалия». Готовы ли к ней политические партии? Что они собой представляют? Почему они такие слабые?
Какие партии мы имеем?
В настоящее время в Беларуси официально действуют 15 политических партий. Перечислим их: Социал-демократическая партия народного согласия (председатель Сергей Ермак), Республиканская партия труда и справедливости (председатель Василий Заднепряный), Белорусская социально-спортивная партия (председатель Владимир Александрович), Либерально-демократическая партия (председатель Сергей Гайдукевич), Объединенная гражданская партия (председатель Николай Козлов), Партия БНФ (председатель Григорий Костусев), Коммунистическая партия Беларуси (первый секретарь Алексей Сокол), Республиканская партия (председатель Владимир Белозор), Белорусская партия «Зеленые» (председатель Анастасия Дорофеева); партия «Белорусская социал-демократическая Грамада» (председатель Сергей Черечень), Белорусская аграрная партия (председатель Михаил Русый), Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) (председатель Игорь Борисов), Белорусская партия левых «Справедливый мир» (председатель Сергей Калякин), Белорусская патриотическая партия (председатель Николай Улахович), Консервативно-христианская партия — БНФ (председатель Зенон Позняк).
Неформально политические партии Беларуси подразделяются на две группы: лояльные к действующей власти и оппозиционные к ней. Предлагаю читателям самим провести классификацию по этому критерию. Подскажу лишь, как это можно сделать. О лояльных партиях мало что известно, в том числе об их лидерах. Они проявляют активность только в период выборов, выдвигая никому не известных кандидатов. Оппозиционные партии заявляют о себе гораздо чаще. Они организуют различные общественные акции. Например, лидеры ОГП, БСДП (Грамада) и других политических объединений стали организаторами Дня Воли. За эту инициативу они и поплатились: мало того, что им насчитали больше 6 тысяч рублей в счет оплаты «услуг» милиции, так еще и оштрафовали на 30 базовых величин каждого.
В подвешенном положении остаются на протяжении длительного времени инициативные группы граждан, которые не смогли получить в Министерстве юстиции статус политических партий. В плане настойчивости рекорд установила группа христианских демократов (лидеры Павел Северинец, Виталий Римашевский и Ольга Ковалькова). Они 7 раз подавали документы, но их возвращали из-за «ошибок».
Неужели нельзя правильно оформить документы? Или причина в другом, а именно: в нежелании Министерства юстиции признать новые партии?
Для сведения: после проведения перерегистрации партий на основе президентского декрета №2 от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» в Беларуси не появилось ни одной политической партии. Между тем попыток создать новые партии было больше десятка.
Почему партии слабые?
Ответ на поставленный вопрос не является секретом. Оставшиеся после перерегистрации партии находятся под экономическим и административным прессом. Начинается все с юридического адреса, который должен быть у руководящего органа партии, а также у территориальных структур. При этом возникает ряд проблем.
Первая из них: найти подходящее помещение в нежилом фонде. Их могут предоставить местные исполнительные органы или коммерческие организации. Они также могут отказать в просьбе, если узнают, что просьба исходит от неугодной властям партии. Вторая: за аренду помещения надо платить как минимум 300—400 рублей в месяц. Да еще за коммунальные и прочие услуги. Помещения надо арендовать и для структур партии в регионах. Значит, сумму надо умножить. Третье: штатными единицами в партии являются председатель и бухгалтер. Аппарат можно расширить, включая личного водителя с машиной и даже секретаря, если на счету партии имеются средства.
Вот в этом и есть главная проблема оппозиционных партий. Дело в том, что согласно грозному президентскому декрету «Об иностранной безвозмездной помощи», который издавался в разных редакциях несколько раз, партии не могут получать помощь от иностранных доноров, включая иностранных граждан и лиц без гражданства.
Положения данного декрета позднее были включены в закон «О политических партиях». В частности, об этом говорится в ст.24 закона «Ограничения в финансировании политических партий, союзов». Даже за единичный случай получения иностранной помощи партия может быть ликвидирована в судебном порядке по инициативе Министерства юстиции.
В условиях жесткого контроля за получением средств из-за границы партиям приходится выживать за счет скромных членских взносов, пожертвований, продажи партийной символики, брошюрок. Правда, закон допускает и иные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь от предпринимателей, граждан. Но кто захочет переводить свои «кровные» на партийный счет? Хотя следует признать, что находятся такие «спонсоры». Например, новый лидер ОГП Николай Козлов ежемесячно жертвует партии 10% своей пенсии и возит партийцев по стране на своем автомобиле.
Еще одна проблема, тормозящая развитие оппозиционных партий, — негласное преследование ее членов со стороны органов власти и зависимых от них государственных учреждений. Несмотря на запрещение ограничения прав граждан в связи с их принадлежностью к политическим партиям (ст.3 закона), администрация предприятий, учреждений, организаций «щемит» членов оппозиционных партий, а при приеме на работу, узнав о партийной принадлежности кандидата, предпочитает не вступать с ним в трудовые отношения. Что касается лидеров партий, то они почти все, говоря современным языком, «тунеядцы», «женатые» на партии. На их счету — отсидки, штрафы.
Как усилить партии?
На осеннюю сессию Палаты представителей запланировано обсуждение поправок в закон «О политических партиях». Представители власти хотели бы принудить партии давать отчет об источниках финансирования.В противовес этому подходу оппозиционные политические партии намереваются поставить вопрос о государственном финансировании, как это практикуется в странах Европы. Логика здесь простая: если партии выражают и аккумулируют политическую волю граждан, мобилизуют их на участие в выборах, то эта деятельность должна спонсироваться государством. Чем больше избирателей голосует за партию, тем большие ассигнования из бюджета она получает.
Опыт западных стран стал применяться и на постсоветском пространстве, в том числе в Молдове, Украине, Узбекистане. Не пора ли и в Беларуси спонсировать партии из государственного бюджета? Кроме того, необходимо на равных условиях предоставлять для партий помещения. И главное — перейти на уведомительный принцип регистрации партий. То есть учредители подают необходимые документы в органы юстиции. Те их проверяют, при необходимости уточняют и регистрируют новую политическую партию. Кроме того, число учредителей для регистрации партии следует уменьшить как минимум наполовину, то есть до 500 человек.
В общем, надо привести закон «О политических партиях» в соответствие с европейскими стандартами. Тогда партии станут политической элитой общества, а не группкой «отщепенцев», недовольных властью. Быть членом партии станет почетно и перспективно.
Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор
Читайте также:
Может ли власть победить коррупцию?
Наши «сеньоры» бедные и бесправные
Конституционный суд должен стать украшением правовой системы Беларуси
Почему у нас много наркоманов?
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…