Эгилс Левитс
Авторитетный юрист, противник празднования Дня Победы, сторонник европейских ценностей и сплочения нации на основе латышского языка — это новый президент Латвии Эгилс Левитс. Он готов поехать в Москву — если в этом будет смысл.
Латвия — парламентская республика, поэтому круг полномочий президента ограничен. У главы государства есть право законодательной инициативы, он может приостановить принятие закона, инициировать роспуск парламента.
Президента выбирает парламент: «за» должен проголосовать как минимум 51 депутат из 100 (а не простое большинство). В этом году голосование впервые было открытым. За Эгилса Левитса проголосовал 61 депутат.
Впервые имя Левитса в качестве потенциального кандидата на пост главы государства прозвучало в 2007 году, однако свою кандидатуру тогда он отозвал.
В 2015 году Левитс был кандидатом в президенты от националистической партии «Национальное объединение». В 2019 году он стал единым кандидатом от коалиции.
В беседе с Русской службой Би-би-си Эгилс Левитс сказал, что на его работу политическая поддержка влиять не будет: «Я беспартийный, буду объективным и независимым».
Себя Левитс считает национально настроенным центристом с либеральными и социально ориентированными взглядами.
«Есть области, в которых я настроен социально: социальное неравенство надо уменьшать, государство должно поддерживать малообеспеченных. Но я либерал в том смысле, что современная демократия и современная конституция либеральны по сути, потому что подразумевают гражданские свободы», — рассказывает Левитс.
«Я консервативен, поскольку считаю, что новые идеи надо проверить — лучше ли они старых. Я национален. Думаю, что в современном мире очень важна национальная идентичность, которая помогает сформировать связь с государством, — говорит президент. — Я за единый государственный язык и единую школьную систему».
Около 40% жителей Латвии считают своим родным языком русский. Около 30% называют себя русскими.
Левитс родился в Риге в 1955 году, учился в русской школе. В 70-х с семьей переехал в Германию, там получил образование юриста. Уже в конце 80-х он включился в политическую жизнь Латвии, стал активистом движения за восстановление независимости — Атмоды.
Левитс — автор проекта декларации о восстановлении независимости, был министром юстиции в начале 90-х, депутатом парламента, послом Латвии в Германии, Австрии и Швейцарии, стал первым представителем страны в Европейском суде по правам человека.
Последние 15 лет новоизбранный президент занимал должность судьи суда Европейского союза, жил в Люксембурге. Оторванным от Латвии Левитс себя не считает: «В современном мире с его коммуникациями это не проблема. Я все это время участвовал в социальной, политической и правовой жизни страны».
Отношения с соседями, в том числе с Россией, Левитс собирается формировать на основе принципов добрососедства и соблюдения международных норм. Россия, по его словам, эти нормы нарушает на Украине и в Грузии.
Выходить за рамки общеевропейской линии по отношению к восточным соседям он не намерен — так, по словам Левитса, позиция Латвии будет сильнее. «Я полностью согласен с позицией ЕС», — говорит он, отвечая на вопрос о российской агрессии.
Он готов отправиться в Москву, как это сделала президент Эстонии Керсти Кальюлайд, — если бы были сигналы, что это может дать какой-то результат.
«Если нужна дипломатическая работа, то, конечно. А просто съездить поговорить — стране от этого никакой пользы», — признается в беседе новоизбранный президент.
Левитс не поддерживал идею о том, что Латвия должна быть мостом между Западом и Востоком. «Никакого моста. Мы — Запад. На мосту или под мостом пускай сидят другие. Мы — часть Запада», — цитирует Левитса сайт его сторонников.
Заниматься экспортом демократии на постсоветском пространстве он не намерен, говорит, что импульс должен идти изнутри, а простой экспорт, по его мнению, — не слишком удачное занятие.
Эгил Левитс — безусловный авторитет в латвийских юридических кругах, он участвовал в разработке уголовно-процессуального закона и закона о государственном управлении.
На посту президента Левитс намерен заниматься вопросами сплочения общества: как по этнической, так и по социальной линии. Он считает, что в Латвии довольно мало внимания уделяется борьбе с домашним насилием, которое, как правило, обращено против женщин и детей. Тут, по его словам, надо было бы работать больше.
А вот брак он считает союзом между мужчиной и женщиной.
Пять лет назад латвийский парламент принял преамбулу к конституции, которая спровоцировала волну скандалов. Автором преамбулы был Эгилс Левитс.
В ней говорится о создании латвийского государства «для гарантирования существования и развития латышской нации, культуры и языка». Парламентская оппозиция и ряд общественных деятелей восприняли эти слова как основание для создания двух сортов жителей Латвии: латыши и нелатыши.
По мнению Левитса, праздновать 9 мая День Победы неправильно. «Для нас, латышей, эта война закончилась только в 1990—1991 году», — говорит он
«Политически легитимизируется концепция о том, что формально все граждане равны, но некоторые равнее. Те, кто принадлежат к латышскому народу, это первый сорт. Второй — все остальные», — говорил тогда Русской службе Би-би-си депутат сейма и правозащитник Борис Цилевич.
Левитс не считает, что Латвия — страна латышей: «Нет, Латвия — страна граждан Латвии».
Новоизбранный президент подчеркивает: «Латвия — единственная страна, которую латыши считают своим домом». Он полагает, что раскалывать общество на разные национальности нельзя.
«Мы все — граждане Латвии, у нас есть общий язык, но есть часть, у которых есть еще один язык — если, например, на нем говорят дома», — говорит президент.
По его словам, это надо поддерживать, но не ценой общего языка и культуры: «Не может быть ситуации, когда люди не понимают по-латышски. Я против такой изоляции».
Говорить по-русски Левитс готов, например, на каком-то русском культурном мероприятии — это, по его словам, было бы вежливо. В остальном он предпочитает общаться на государственном языке.