Кто-то кого-то дома бьет…
МВД Республики Беларусь пока не собирается инициировать обсуждение проекта закона о противодействии домашнему насилию. Поговорим о том, почему изменилась позиция министерства по этому вопросу? И как будет решаться проблема домашнего насилия в ближайшей перспективе?
Своих бьют часто. И больно…
В той же публикации в «Снплюс» сообщалось, что за 7 месяцев этого года в семейных конфликтах погибли 56 человек, в прошлом году за аналогичный период дома погибли 48 человек.
Но это, по словам начальника главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Республики Беларусь Олега Каразея, — только вершина айсберга под названием «домашнее насилие». Еще имели место более 120 случаев, когда противоборство в семье завершалось причинением тяжких телесных повреждений.
По данным О.Каразея, в течение года в милицию поступило около 100 000 обращений по фактам применения насилия в семье. Это значит, что кто-то (чаще всего пьяный муж) кого-то бил (обычно жену). Иногда в домашних разборках виновной стороной выступают и женщины.
Алкоголь более чем в 80% случаев становится причиной серьезных конфликтов. Есть и другие причины. Например, желание заставить жену или детей уважать «хозяина в доме», наказать за какие-то провинности, в том числе плохие оценки в школе.
В общем, напряжение во многих семьях бывает высоким и разрядка часто происходит путем рукоприкладства. Причем скандалисты не ограничиваются единоличными случаями, а практикуют насилие постоянно. Нередко женщинам приходится спасаться бегством и искать защиты у милиции.
Конечно, участковые милиционеры реагируют на такие факты и составляют протоколы. Обычно это штраф, который выплачивается из семейного бюджета. По словам О.Каразея, за год составляется порядка 50 тысяч протоколов на «домашних правонарушителей».
Еще одна особенность домашнего насилия в Беларуси: большинство таких конфликтов происходит в деревнях. Причина понятна: напились и начинают дебоширить. Никто, кроме милиции, не может остановить разбушевавшегося пьяницу. Почему? Да мужиков в деревне уже почти не осталось, а кто еще там живет, не хотят связываться с пьяным соседом.
Закон неэффективен
Представители органов внутренних дел, а также сами жертвы домашнего насилия признают, что действующее законодательство позволяет лишь формально реагировать на факты насилия, то есть вынести «последнее предупреждение» или наложить штраф. Во всяком случае, до тех пор, пока не произойдет тяжкое преступление.
Вопросы, связанные с домашним насилием, регулируются не только в нормах административного и уголовного законодательства, но и в законе «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 года. В нем разъясняется понятие «насилие в семье» как умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания. В законе определяется набор средств и методов, которые могут применяться компетентными органами по профилактике правонарушений.
Краткого экскурса по данному закону достаточно для понимания его низкой эффективности. Получается, что все государственные органы и должностные лица должны заниматься профилактикой правонарушений, но в итоге вся профилактика сводится к формальным отчетам.
Отвечая на вызовы практики, в недрах МВД была подготовлена концепция специального закона о противодействии домашнему насилию и направлена на рассмотрение в Администрацию президента страны.
Почему принятие закона отложено?
Достоянием общественности стала реакция главы государства на представленный законопроект: «Все эти глупости, взятые прежде всего с Запада. Надо исходить из той ситуации, которая у нас складывается. И не подзатыльник, а хороший ремень тоже иногда полезен для ребенка. Не для всех, конечно…».
После такой оценки в МВД Республики Беларусь отказались от разработки специального закона. Как заявил в своем интервью О.Каразей, «будем работать в рамках совершенствования действующих нормативно-правовых актов».
Но почему? Ведь Беларусь ратифицировала почти все документы в области защиты прав женщин и детей. Во многих странах Европы приняты соответствующие законы, можно изучить опыт их применения. И самое главное — домашнее насилие в нашей стране стало чуть ли не массовым явлением. По данным социологов, каждая третья из опрошенных женщин подвергалась в той или иной форме домашнему насилию. Правда, за помощью обращаются не более 30% потерпевших.
Бьют тревогу общественные организации, которые оказывают помощь жертвам домашнего насилия. Среди них Белорусская ассоциация молодых христианских женщин, международное общественное объединение «Гендерные перспективы», общественное объединение «Радислава». Они требуют принятия закона, направленного на предотвращение и искоренение домашнего насилия. По мнению представителей этих организаций, надо не только защищать жертв насилия, но и целенаправленно работать с насильниками, заставить их пройти так называемые коррекционные программы.
Могу предположить, почему власти не хотят принимать такой закон: слишком много проблем высветится в белорусском обществе. Еще больше браков распадется, меньше будет рождаться детей. Станет очевидно, что наше общество сильно деградировало, особенно его мужская часть.
Тем не менее с домашним насилием надо бороться решительно и жестко, несмотря на закрытый характер этих отношений. Права женщин и детей должны быть надежно защищены законом от любых форм насилия. Если педофилов в ряде стран подвергают кастрации, то любителей доказать свою власть над ближними с помощью кулаков можно изолировать в специальных домах терпимости с усиленными занятиями физкультурой и тюремным рационом. Можно придумать еще кое-что экзотическое. Например, пост на рисовой диете. За неделю удается похудеть на 7 кг, и наступает прояснение в мозгах… Это, конечно, крайние, даже экзотические меры. Но начинать что-то делать надо уже сегодня.
Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор
Читайте также:
Чего ждать от поправок в трудовой кодекс?