На минувшей неделе Александра Лукашенко провел «совещание по вопросам качества работы правоохранительных органов при выявлении и расследовании преступлений». Мероприятие приобрело оттенок скандальности из-за обвинений, прозвучавших на высшем уровне в адрес правоохранителей.
Тут и фальсификация доказательств, и «палочная система» оценки эффективности работы, и давление на судей, и многое другое, за что виновных стоит отправить за решетку.
Совещание было обозначено как «историческое». Но это явное преувеличение. И вот почему.
Первое, что бросается в глаза, — скучающее выражение лиц участников мероприятия. Казалось бы, Лукашенко метает громы и молнии, еще чуть-чуть — и покатятся генеральские головы прямо в фуражках. Но генералам, если смотреть по телесъемке, происходящее таким страшным не кажется. Наверное, по той причине, что они заранее твердо были уверены: никаких последствий гневные филиппики главного чиновника государства иметь не будут.
Собственно, никаких решений по итогам мероприятия принято и не было. Лишь пообещали, что в будущем в работе правоохранителей произойдут некие улучшения. Которые будут связаны — ну кто бы сомневался! — с усилением контроля за рядовыми сотрудниками органов правопорядка.
Второе: вопросы власти, которые требуют принципиальных и долгоиграющих решений, на публику в нашей стране не выносятся. А решаются за закрытыми дверями, после чего общественность просто ставят перед фактом. Так что, если бы была задача скорректировать деятельность правоохранительного блока, то сначала бы изменения разработали и согласовали. А потом под телекамеры и огласили.
Третье: прозвучали громкие обвинения в адрес правоохранительных ведомств. Но конкретики — ноль. Кто-то где-то что-то фальсифицирует и подтасовывает… Но кто именно — неизвестно. И что сделали с фальсификатором — тоже не сказано.
В итоге имеем огульные обвинения правоохранителей в недобросовестности. Но для чего?
Игра в доброго царя, которому осчастливить его верный народ мешают плохие бояре, — давняя тактика А. Лукашенко по перекладыванию ответственности за провалы и просто проблемные сферы деятельности государства с себя на подчиненных. Ранее уже были столь же «исторические» и не менее разгромные совещания и по ЖКХ, и по сельскому хозяйству, и много еще по чему.
В этот раз наступила очередь силовиков. Известно, что в Беларуси в интересах властей проводятся объективные социологические исследования. В том числе и по вопросам, имеющим общественно-политическое значение, включая рейтинги властных институтов. К сожалению, широкой общественности результаты этих исследований не доступны. Но, судя по всему, народная любовь к нашим правоохранителям не зашкаливает. А вот недовольство ими со стороны населения имеет место быть. Кстати, отдельный вопрос о причинах и обоснованности такого недовольства: это могут быть и реальные злоупотребления, и элементарная зависть к тем, кто получает относительно высокую зарплату и имеет право на раннюю пенсию.
Надо понимать, что правоохранительная, силовая система существует не в вакууме, а в рамках того политического режима, который сформировался в Беларуси. И архитектором его является лично Александр Лукашенко. В этой связи все претензии к правоохранителям белорусский руководитель должен пропускать через себя и относить на свой счет: не может ведь архитектор здания обвинять в его конструктивных недостатках сантехника. Сантехник всего лишь обслуживает то, что построил кто-то другой.
Масштабы злоупотреблений в правоохранительной сфере производны от существующей в стране системы власти. Система власти, которая не подконтрольна обществу, не опирается на широкую поддержку граждан, не имеет каналов обратной связи между гражданами и чиновниками (в том числе и чиновниками в погонах), является благоприятной средой для различного рода злоупотреблений со стороны должностных лиц. И в этом проблема: невозможно принципиально изменить правоохранительную систему Беларуси в рамках существующего политического режима. Потому что в нашей стране правоохранители выполняют не только функцию поддержания правопорядка, но и выступают в качестве инструмента политических репрессий против недовольных. Если, условно говоря, белорусская милиция начнет служить всем гражданам и защищать права всех граждан в равной мере, то система единоличного правления очень быстро начнет разваливаться.
А. Лукашенко не первое десятилетие при власти. И он это прекрасно понимает. А значит, прошедшее совещание не более чем пропагандистское мероприятие. И значимых изменений по его результатам ждать не стоит.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Вьетнам: незаметный, но важный партнер
Крах Договора о РСМД: в чем главная опасность
Минск — Ташкент: многообещающая активность
Закон об отсрочках: реальные причины принятия
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…