Письмо в редакцию комментирует юрист. В редакцию «Снплюс» обратилась Полоневич Лариса Ивановна из г. Дзержинска. Она мать Полоневича Ивана, которого посмертно обвинили в нашумевшем убийстве в пос. Привольный Минского района.
Позднее, 12 февраля 2019 года, приговором Минского областного суда его оправдали за недоказанностью участия в совершении преступления. Судебная коллегия Верховного суда оставила приговор без изменения.
Л. Полоневич потребовала от Следственного комитета возместить ей моральный вред, причиненный незаконным уголовным преследованием сына. Однако ей отказали в признании права на компенсацию вреда, мотивировав это тем, что «…обвиняемый на момент привлечения к уголовной ответственности был мертв и никакой вред (физический, имущественный и моральный) ему не причинен».
В этой связи читательница ставит вопрос: имеют ли близкие родственники умершего право на возмещение вреда?
Комментарий доктора юридических наук, профессора Михаила Пастухова
В следственной и судебной практике вопросы компенсации вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, решаются с большим трудом. В случае, излагаемом в письме, речь идет о праве матери оправданного на компенсацию вреда. Понятно, что в ходе следственно-судебной эпопеи она страдала, переживала, нарушила психику.
С позиции законодательства (глава 48 УПК «Производство по возмещению вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс») мать является близким родственником сына и, значит, имеет право на возмещение вреда за своего сына. При этом в законе не оговаривается характер причиненного вреда. По логике, это должен быть вред, причиненный обвиняемому, его делам и здоровью. В то же время не должны игнорироваться денежные затраты, произведенные близкими родственниками в связи с участием в процессе, их страдания, расстройства. Ведь они реально имели место.
Что касается случая читателя «Снплюс», то согласно ст.462 УПК Минский областной суд, вынесший оправдательный приговор в отношении И.Полоневича, должен был разъяснить матери право на компенсацию возможного вреда и вынести по ее заявлению соответствующее решение. Однако это сделано не было. В таком случае у матери имеется право на протяжении трех лет обратиться с иском о возмещении причиненного вреда в порядке гражданского судопроизводства на основании ч.1 ст. 939 Гражданского кодекса Республики Беларусь. С таким заявлением можно обратиться по месту своего жительства, приложив соответствующие документы, в том числе оправдательный приговор суда в отношении сына, квитанции об оплате адвокатских услуг, медицинские справки.
На мой взгляд, Лариса Полоневич имеет право на компенсацию вреда в связи с незаконным уголовным преследованием ее погибшего сына. За поруганные органами следствия честь и достоинство человека надо заплатить.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…