Клюквенный рай, или дар природы, чтобы выжить
Случилось мне на днях ехать в Осиповичи на дизеле. Раннее утро, народ разноликий, веселый, кое-кто под хмелем, скорее, после вчерашнего. Внешний вид и экипировка многих явно выдавала грибников, но что мне показалось очень странным, что у них не было корзин и ведер.
Сидя рядом и слушая их разговоры, я понял, что это сборщики ягод, а конкретнее — клюквы. Потихоньку и я позволил себе о чем-то спросить и принять участие в дискуссии.
Рядом сидели Алексей и Лариса из Могилева. С виду 30—35 лет, нигде не работают, живут в родительской «двушке», занимаются собирательством даров природы с ранней весны и до поздней осени. Цветы, ягоды, грибы, клюква. Она, клюква, и есть сейчас главный источник их существования. Ездят на болота через день. За десять часов зарабатывают до ста и больше рублей. И так в течение месяца-двух, пока погода позволяет. Зарабатывают достаточно, чтобы прожить до следующей весны. Заплатить за квартиру и, по их мнению, не умереть с голоду помогают лес и болото.
А вот Иван Петрович, с виду 65—70 лет, щуплый, подтянутый старик. Всю жизнь работал и сейчас не может сидеть во дворе или бродить по улицам. Он еще дает возможность поработать жене: она приторговывает дарами природы на базаре. Пенсии им хватает на жизнь, но есть внуки и правнуки, приходится им помогать. «А так езжу в свое удовольствие, чтобы отдохнуть», — признается он. Но мне-то доподлинно известно, что такое азарт охотника, когда много грибов или ягод…
Дмитрий и Оксана, на вид лет 40 – 45, но, мне кажется, они намного моложе, просто образ жизни их значительно состарил. Вот их бесхитростный рассказ: «Ездим каждый день, исключая дождливые дни, все собранное сдаем на месте».
Сервис здесь ненавязчивый, перекупщики ждут у края болота, уже с выпивкой и закуской, забирают товар по два рубля за килограмм. Собрал, продал, выпил… Цели в жизни нет. День прожил, ну и ладно!
В другой раз, уже под вечер, этим же поездом я снова проезжал через «ягодные станции» и увидел картинку прямо-таки времен первых месяцев прошлой войны. На маленьком полустанке находилось до 100 человек с рюкзаками. Они сидели, лежали на земле. Трезвых единицы, вокруг множество перекупщиков, идет бойкая торговля…
На одной из станций подсел мужчина с тяжелым рюкзаком, в завязавшемся разговоре назвал себя Михалычем. Сам из Осиповичей, 56 лет, был на группе, два года назад группу сняли, устроиться на постоянную работу не смог. Пробовал работать у частников на лесоповале, собирать и сжигать ветки. Но оплата низкая, а работа тяжелая, приспособился жить собирательством. Велосипед обычно оставляет у знакомых, за световой день собирает до 50 кг ягод, 30 реализует на месте, а остальные везет домой, в подвале гаража оборудовал хранилище. В прошлом году заготовил на зиму более тонны, в этом надеется собрать больше. Всю зиму ездит реализовывать продукцию в Бобруйск. И платят больше, и есть где переночевать.
Ехал я на дизеле и думал: вот так щедрая наша природа помогает выжить тем, кто обижен обществом и государством, кто не нашел себя в системе координат жизни.
Валерий Коронкевич, г.п. Хотимск
Читайте также:
Экопродукты: дорого, но вкусно и полезно
Горе-газ, или Королевство в царстве кривых зеркал