На языке — НАТО, на уме — Россия
11 октября в Ашхабаде прошел саммит СНГ. Мероприятие не предвещало сюрпризов. Но тут решил сказать свое веское слово Александр Лукашенко. После чего сонная атмосфера посиделок постсоветских автократов несколько развеялась, а журналисты даже оживились.
Белорусский руководитель высказал обеспокоенность по поводу предстоящих масштабных военных учений НАТО у границ Беларуси. Мол, столько военных нагонят, сколько отродясь не бывало. И вообще, в Минске не понимают, зачем эти учения НАТО вообще нужны. Ну и далее: «Наверное, нам с президентом России придется подумать о том, как обезопасить себя в этот период. Нам придется как-то отвечать».
Давайте разберемся, так ли страшны натовские учения и какой может быть совместная реакция на них Минска и Москвы.
Итак, весной 2020 года НАТО проведет в Польше и странах Балтии учения Defender Europe 2020. В их ходе в Европу будут направлены 20 тысяч американских солдат с вооружением. Это станет крупнейшим подобным мероприятием за период после окончания «холодной войны». Но вот сами учения крупнейшими не станут. В них планируется задействовать 37 тысяч солдат из 18 стран НАТО. Для примера, в прошлогодних учениях альянса TridentJuncture 2018 было задействовано порядка 50 тысяч военнослужащих, 65 кораблей, 250 самолетов и порядка 10 тысяч единиц сухопутной техники из 31 страны НАТО и государств-партнеров. В учении Анаконда-2018, по российским оценкам, участвовало в общей сложности до 100 тысяч военнослужащих.
Как видим, Defender Europe 2020 будут крупными, но не крупнейшими учениями альянса за последнее время. Отчего же такое оживление в Минске?
Значение имеют не сами учения и не их масштаб. В следующем году состоятся не только натовские учения, но и президентские выборы в Беларуси. Можно не сомневаться, что пройдут они в атмосфере народного энтузиазма, на высоком организационном уровне с предсказуемым результатом. И так же предсказуемо они не будут признаны Западом демократическими и свободными. В предыдущие годы официальный Минск мнение Запада волновало мало — главное, что Кремль признавал и был в числе первых, кто поздравлял А. Лукашенко с традиционной элегантной победой.
Но последние пару лет отношения даже на межличностном уровне между А. Лукашенко и В. Путиным несколько испортились. Представим, что из Кремля Александра Григорьевича вдруг не поздравили. Может, забыли, может, не заметили, может, другим чем были заняты. Но Москва молчит. Это не только политический вызов, но и экономический. Инвесторы и кредиторы до прояснения ситуации ставят белорусские проекты на паузу. Население на всякий случай начинает набег на обменники. В российских СМИ даже без отмашки из Кремля тут же разворачивается антибелорусская истерия. На все это надо как-то реагировать. Но как? Каков запас прочности белорусской финансово-экономической системы перед лицом политической неопределенности? Что делать с российской пропагандой? Отключать — это еще более усложнит двусторонние отношения. Не отключать — идти на риск внутриполитической дестабилизации.
Минск заинтересован в преддверии электоральной кампании в стабилизации и прояснении политических отношений с Москвой. Ашхабадское предложение Лукашенко Путину совместно обезопасить себя на время учений НАТО — попытка нащупать пути для улучшения двусторонних отношений, сыграв на чувствительной для Кремля тематике безопасности.
При этом сам формат подобного «совместного ответа» уже апробирован. Напомню, что 12 марта 2014 года во время заседания Совета безопасности Беларуси А. Лукашенко потребовал обеспечить переброску в Беларусь дополнительных российских истребителей в связи с наращиванием военного присутствия НАТО у границ нашей страны. Было объявлено о мерах по усилению противовоздушной обороны. Уже на следующий день была осуществлена передислокация 6 истребителей Су-27СМ3 и трех военно-транспортных самолетов с персоналом на аэродром Бобруйск. 15 марта на аэродром в Барановичи прибыл российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50.
В то время как Россия захватывала украинский Крым, в Минске тоже испугались НАТО. Официально. Российская агрессия против Украины стала полной неожиданностью для стран СНГ. Во многих столицах украинский сценарий примерили на себя. В том числе и у нас. И решили потеснее прижаться к России, чтобы не попасть под раздачу. Через некоторое время, когда пределы российской агрессивности стали понятны, российские самолеты отправили восвояси.
Похоже, А. Лукашенко решил повторить удачный опыт 2014 года и припасть к груди «друга Володи».
Кстати, В. Путин предложение белорусского коллеги ответить НАТО совместно пока игнорирует.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Будет 100 рублей — найдутся и 100 друзей
Уроки украинской реформы полиции
Переговоры по интеграции идут…