TOP

Дмитрий Быков: После Путина придет человек, которого мы не знаем

Сегодняшние события в РФ можно сравнить с «мрачным семилетием» николаевской эпохи середины XIX века. О том, чем является современная Россия, в интервью «Белсату» рассказал российский писатель и публицист Дмитрий Быков.

— В России выросло целое поколение, которое в своем сознательном возрасте не знает России без Путина. Кремль боится этой молодежи?

— Кремль ее боится таким иррациональным мистическим страхом, каким прошлое всегда боится будущего. Но штука в том, что, во-первых, Владимир Путин об этих людях понятия не имеет, он их боится теоретически, отсюда дела «Нового величия», «Сети» и так далее, а во-вторых, эти люди неуловимы. Хватают случайных людей, а настоящих организаторов ситуации они не видят. А кто знал Ленина в 1915 году? Три человека.

— То есть после Путина придет несистемный человек?

— Придет человек, которого мы не знаем.

— Он сейчас занимает какую-то должность?

— Может, занимает, но мы об этом не знаем. Мы же не знаем, какие у них есть подразделения. Что мы знаем о Центре «Э»? Что мы знаем о механизмах работы Росгвардии? Что знали о подразделении Судоплатова (комиссара госбезопасности НКВД) большинство населения России? Ничего.

— Вы сейчас говорите о людях, которые находятся внутри этой системы.

— Не знаю. Если честно, я не вижу контуры этой системы. Я не знаю, как сейчас управляется Россия.

— С каким периодом российской истории вы бы сравнили сегодняшние события?

— С 1848—1855 годами, так называемое «мрачное семилетие» николаевской эпохи. Литературы нет, все люди будущего либо сидят, либо выехали, концентрация и консервация — из последних сил, полное отчаяние на верхах, отчаяние в низах. Потом выходит книга Некрасова «Стихотворения», и начинаются перемены.

Мы стоим на пороге возрождения. Темные века позади, новые — ренессанс — впереди. Обратите внимание, что персонажи типа Гарри Поттера всегда появляются в темные века, как обещание светлых времен. Как Христос между античностью и возрождением, как Гамлет и Дон Кихот между возрождением и просвещением, как Остап Бендер между 20-ми и 60-ми годами. Уже через пять лет будет смешно вспоминать, что был какой-то Трамп, брекзит, ИГИЛ. Человечество стоит на пороге великой модерновой революции, которая к концу этого века приведет к достижению бессмертия.

— Россияне в регионах довольны властью?

— Они в ней не нуждаются, вот что самое страшное. То, что они недовольны — это полбеды. Они ее игнорируют.

— 2024 год — это решающий год для России или нет?

— Многие считают, что все изменится до 2022 года. Я согласен с этой точкой зрения. 2024 год ничем не отличается от других. Настоящие перемены в России произошли не в 1953 году, когда умер Сталин, а в 1949-м, когда начались «зэковские восстания». Перемены происходят, когда люди перестают бояться. Сейчас этот страх намного меньше, чем 10 лет назад.

— Но этот страх присутствует.

— Конечно. Жить-то хочется. Я всегда, когда пересекаю границу, жду, что меня на ней задержат. Это опыт, живущий в генах, а человек должен не зависеть от своего опыта. Великий сценарист Валерий Фрит, который был лагерником, рассказывал, что во время лесоповала, чтобы на тебя не упало дерево, обычно кричат: «Бойся!».

«Бойся!» может стать девизом всякого разумного человека. Бойся, но действуй.

Белсат

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.