TOP

Император Наполеон и белорусские выборы

Современный патриот — это тот, кто знает, где, когда и по какому поводу необходимо заткнуться.

Настоящий текст был написан на следующий день после начала досрочного голосования на парламентских выборах. Итог электоральной вакханалии предсказать несложно. По сложившейся после 1996 г. традиции белорусский народ в очередной раз продемонстрирует свою мудрость и дружно проголосует за самых достойных кандидатов.

Но выбором самых достойных мудрость народа не ограничится. В 2016 г. в Палату представителей было избрано 38 женщин, что составляет 34% от числа депутатов (на 9 депутатов-женщин больше, чем на выборах четырьмя годами ранее). Следует отметить и переизбрание 28 депутатов прошлого созыва.

Таким образом, в белорусском парламенте в очередной раз был соблюден гендерный баланс, и что не менее важно — преемственность. Каким образом достигается подобный результат, понять не просто, да это и не важно. Главное, что итог всегда соответствует пожеланиям главы государства.

Голосование — единственная форма политической активности населения, которая не только не запрещена в «государстве для народа», но, напротив, всячески этим государством поощряется. Явка в 2016 г. составила 74,8%. Электоральная красота в чистом виде! И нет таких сил, которые смогли бы на этот раз ее нарушить.

На 33 слова — один глагол!

Выборы, выборы — кандидаты… Как там дальше у моего тезки Сергея Шнурова? Я не поклонник его творчества, но в данном случае он попал в точку. В связи с этим вспоминается история из 2015 г., когда меня пригласили пообщаться с сотрудниками миссии БДИПЧ ОБСЕ по поводу национальных особенностей избирательной системы.

Свое выступление я закончил исторической байкой: «Во время посещения одного из гарнизонов Наполеон поинтересовался, почему его начальник не приветствовал императора залпами из орудий. Тот начал оправдываться: «По десяти причинам, Ваше Величество. Во-первых, у меня нет орудий…». «Достаточно!» — прервал его Наполеон».

Для сотрудников миссии, не уловивших намек, пришлось пояснить, что в Беларуси формирование участковых избирательных комиссий — это аналог орудий из анекдота. Если от списка кандидатов, выдвинутых оппозиционными партиями, в комиссии попадают считанные проценты, то этого вполне хватает, чтобы сказать «достаточно» и не тратить больше времени и денег западных налогоплательщиков на выяснение соответствия белорусских выборов демократическим нормам.

С выборами, как и с орудиями из исторической байки — они либо есть, либо их нет, и только в первом случае имеется смысл тратить время на обсуждения их качества.

Выборы — это механизм корректировки курса развития общества и государства. Для тех, кто до сих пор льет крокодиловы слезы по поводу безвременной кончины СССР, хочу напомнить, что в государстве рабочих и крестьян выборы проводились регулярно, но исключительно с целью демонстрации единства партии и народа. В результате непрерывное движение единственно верным курсом завело общество и государство в тупик.

Прав был Ульянов-Ленин: «Всякая монополия… порождает неизбежно стремление к застою и загниванию». Монополия коммунистической партии на истину исключением не являлась. Советский застой проявлялся не только в стагнирующей экономике, но даже в языке, что можно проиллюстрировать цитатой из передовой статьи «Идейность советского человека», опубликованной в газете «Правда» 1 июля 1977 г.: «И в чеканных строках выдающегося документа современности, и в живой действительности, в повседневных буднях коммунистического строительства раскрывается перед миром во всем величии и красоте духовный образ борца и созидателя, гражданина развитого социалистического общества».

На 33 слова — один глагол! И так почти в каждом предложении! Чем был порожден животный страх коммунистических вождей перед глаголами?

Ответ на этот вопрос можно найти в книге профессора Калифорнийского университета Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось». Глаголы, поясняет профессор, помогают сформировать определенный тезис, который представляет собой новую информацию и который можно оспорить, поставив к глаголу прямой вопрос. Однако, если глаголы преобразовать в существительные, любые утверждения начнут звучать не как новая информация, а как давно известные и не требующие доказательства факты.

Меньше народа — больше кислорода

До такого уровня деградации, когда форма практически полностью подчинила себе содержание, «белорусская модель» еще не дошла, но она уверенно движется по знакомому до боли пути. Сведение выборов к экзамену для действующей власти — лишь один из примеров деградации. Если же воспользоваться известной технологией и «пойти от жизни», то каждый из нас способен собрать воз и маленькую тележку соответствующих примеров.

Вспомним тетку из 31-го минского лицея, вопящую по поводу необходимости доведения членства в БРСМ до 100%. Ограничусь одной цитатой: «Хотите вы — не хотите, забрали этот билет, взяли в зубы, положили дома на полочку и сидите, заткнитесь! Все! Я уже с вами как со взрослыми людьми говорю».

Лучше и не скажешь. Штатный идеолог разговаривает со школьниками «как со взрослыми людьми»! А в чем разница? Дети слова педагогов понимают буквально. Они еще не способны отделить форму от содержания и понять, что форма важнее. Современный патриот — это тот, кто знает, где, когда и по какому поводу необходимо заткнуться. Практических действий, личного участия в чем-либо от патриота не требуется.

Что касается взрослых, то искусством отделения мух формы от котлет содержания они владеют в совершенстве. Иначе в «государстве для народа» карьеры не сделать.

При Сталине сомневающихся в правильности официального курса расстреливали. При Хрущеве и Брежневе сажали в психушки. Сегодня особо умных, имеющих собственную точку зрения не допускают к социальным лифтам внутри страны, но не препятствуют воспользоваться лифтами за рубежом. Меньше народа — больше кислорода. Стабильность от этого только укрепляется. А что в наше беспокойное время может быть важнее?

* * *

Не приходится сомневаться в том, что экзамен в очередной раз будет сдан успешно, и так будет всегда, пока не кончится. А кончаются подобные истории неожиданно, что и подтвердили на днях события в Боливии. Эво Моралес — человек, безусловно, достойный, но терпеть его достоинства четвертый президентский срок подряд большинство боливийцев почему-то отказалось.

Сергей Николюк

Читайте также:

Об особенностях национального правосознания, или Почему у «белорусской модели» не получается

В борьбе Добра со Злом не бывает полутонов

От модернизации к цифровизации

О двух действительностях в границах одного Союзного Государства

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.