Мы уже давно свыклись с тем, что Беларусь относится к числу относительно безопасных стран. Из чего складывается повседневная безопасность рядового обывателя?
Не будем брать крайние случаи: война, шпионаж и тому подобное. Все же, это проблемы, скажем так, государственного уровня. А на частном наша безопасность складывается из низкого уровня преступности, особенно уличной, и безопасной среды обитания. С учетом того, что 80% белорусов живет в городах, безопасность среды определяется в первую очередь предотвращением и оперативной ликвидацией техногенных аварий и последствий природных катастроф, которые затрагивают основные системы жизнедеятельности городов. Ну и само собой — помощь при пожарах.
А теперь смоделируем, как все это обеспечивается. Начинается все с первого метра родной земли — с границы. Специально обученные люди в зеленых фуражках должны не пускать в Беларусь тех, кому не рады, и то, чему не рады. В текущем году на границе уже остановили 235 нелегалов, 20 лиц, причастных к незаконным вооруженным формированиям и экстремистским/террористическим организациям, изъяли 1600 кг наркотиков. На границе службу несут и таможенные органы. Но таможенники — это про деньги в первую очередь, а безопасность для них задача не совсем профильная. Кстати, во многих странах таможенное ведомство приравнено к налоговой службе. Финансы важны, поэтому к ним мы вернемся ниже.
Обеспечение безопасности инфраструктуры, спасение людей и имущества в ситуациях катастрофического характера также являются важной работой МЧС. И ежедневной. В иной год в Беларуси происходит более 11 тысяч аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которых погибает до 1,5 тыс. человек, травмируются около 2 тыс. человек. Ущерб только от пожаров составляет около 1% ВВП. Почти столько же мы тратим, например, на национальную оборону.
Но помимо защиты от внешних вызовов и катастроф нужна и защищенность от недобропорядочных сограждан. Для этого у нас есть милиция. Милицию белорусы не любят. Это факт. Но если что-то случается, то, несмотря на нелюбовь, бодро набирают телефон 102.
Если проблема не очень серьезная, то на вызов реагируют сотрудники или ГАИ, или департамента «Охраны», или патрульные, или участковые. Если ситуация посложнее и речь идет о преступлении, то и команда более представительная: следователь, эксперт-криминалист, оперативник, тот же участковый.
Для рядового обывателя все они — милиция. Но не все так просто. На самом деле представлены три разных ведомства (МВД, Следственный комитет, Государственный комитет судебных экспертиз). Условно говоря, на бытовую поножовщину выбывают сразу представители трех министерств. Ну и медики четвертые. Так вот из тех трех ведомств, которые заняты разбирательством по преступлениям, целых два подчинены напрямую и лично Александру Лукашенко. Потому как в отличие от МВД, ни Следственный комитет, ни эксперты к правительству не относятся и премьер-министр им вообще не начальство.
Казалось бы, можно возрадоваться: безопасность рядового гражданина в нашей стране находится в зоне неусыпного внимания высшего чиновника государства. Прямо, отеческая забота. Но у меня по этому поводу возникают два вопроса.
Первое. По каждому преступлению работают три отдельных ведомства. Каждое со своими правилами и амбициями. И не всегда им бывает просто договориться друг с другом.
Второе. У каждого ведомства свое начальство, все полковники да генералы; свой тыл, финансисты, кадровики, секретариат, архив, идеологи и т.д., и т.п.. Оно и понятно: если есть отдельная структура, кто-то должен ею руководить и обеспечивать ее функционирование. Но это все деньги. Большие деньги. Миллионы рублей уходят на содержание сотен высокооплачиваемых бюрократов, потребность в которых определяется просто самим фактом существования отдельного правоохранительного ведомства.
У нас модной темой является оптимизация. Как по мне, так нашу правоохранительную систему тоже пора оптимизировать. Вместо трех ведомств сделать одно, ну или два: МВД и следственно-экспертное. А сэкономленные миллионы передать «на землю» тем, кто непосредственно и обеспечивает нашу с тобой, читатель, повседневную безопасность. И чей труд в большинстве случаев мы не замечаем и не ценим.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Междуморье: пустая геополитическая фантазия
Гибридная агрессия: учиться у соседей
На языке — НАТО, на уме — Россия
Будет 100 рублей — найдутся и 100 друзей
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…