В Беларуси приземлилась первая пара истребителей Су-30СМ. Машины поставлены по контракту 2017 года, который предусматривает поставку ВВС Беларуси 12 истребителей новой постройки звеньями по 4 единицы.
Судя по всему, первое звено белорусской стороной выкуплено. Правда, непонятно: полностью или частично.
Тем не менее машины есть, а значит, уместно прикинуть, сколько будет стоить поддержание их технической пригодности к полетам. А сделать это весьма не просто. Потому как крайне мало информации о стоимости эксплуатации и поддержания технической исправности Су-30СМ. Причин две: во-первых, машина относительно новая, и необходимый массив данных может быть еще и не накоплен; во-вторых, его могут и не накапливать.
Тем не менее попробуем весьма приблизительно определить стоимость поддержания «жизнеспособности» закупленных для наших ВВС российских истребителей Су-30СМ, опираясь на известные данные и международный опыт.
Первое, с чего начнем — стоимость самолетов. Минобороны Беларуси такой информации не распространяло. И про сам контракт, и про цену сообщили российские источники: белорусам каждый истребитель обойдется в 50 млн долларов.
Далее, на Западе используют понятие стоимости жизненного цикла военной техники. Т.е. сумма поддержки ее технической исправности и модернизации за весь период предполагаемого активного использования. Для боевой авиации речь идет о 30—35 годах. Но на самом деле треть века — далеко не предел. В тех же США бомбардировщики Б-52 до сих пор несут службу, хотя скоро разменяют седьмой (!) десяток лет.
Американский же опыт показывает, что стоимость поддержания пригодности к эксплуатация боевого самолета за предполагаемый срок службы в 35 лет в 2—2,5 раза превышает закупочную стоимость машины. Таким образом, цена капитального, среднего, текущего и мелкого ремонта каждого белорусского Су-35СМ в следующие три десятилетия выльется налогоплательщикам в 100—125 млн долларов.
Но эта цифра не окончательна. Дело в том, что советские/российские авиационные двигатели традиционно уступают западным не только по топливной эффективности, но и по межремонтному и назначенному ресурсу. ВВС Польши параллельно эксплуатируют советские двухдвигательные истребители МиГ-29 и американские однодвигательные F-16. Предполагается, что американский истребитель отлетает все 35 лет с тем же двигателем, который был на нем изначально и установлен. С МиГ-29, к сожалению, так не получается: за тот же период придется заменить восемь двигателей.
Конечно, Су-30СМ и МиГ-29 —машины разные. На первом стоят двигатели АЛ-31ФП, на вторых —РД-33. Но вот что интересно: мне не удалось найти официальных (именно официальных) данных производителя о ресурсе двигателей Су-30СМ. Весьма вероятно, что эта информация отнесена к категории секретной. Что объяснимо, т.к. речь идет о военной технике. Но неофициальные данные дают основания считать, что за жизненный цикл Су-30СМ «скушает» 6 двигателей (2 из которых уже установлены и оплачены при покупке). Новый двигатель для МиГ-29 РД-33 стоит от 2,5 млн долларов. АЛ-31ФП будет однозначно дороже, т.к. конструкционно сложнее за счет наличия управляемого вектора тяги. Так что 10 млн долларов за двигатели — это заведомо заниженная сумма.
Далее — модернизация. Техника устаревает, надо обновлять. Конечно, модернизация модернизации рознь. Но в целом на Западе действует правило: ее стоимость не должна превышать половины стоимости новой машины. Дело в том, что модернизация проводится, как правило, в середине жизненного цикла машины. Итого, имеем дополнительные 25 млн долларов.
А теперь суммируем цену машин, поддержание их годности к эксплуатации и модернизацию. Получаем сумму от 185 до 210 млн долларов на каждую (!) машину в следующие 35 лет. А на эскадрилью, соответственно, от 2,22 млрд до 2,52 млрд долларов. Сумма не малая.
Но главная проблема в том, что в очередной раз миллиарды общественных денег расходуются кулуарно, непрозрачно, с непонятным обоснованием выбора именно Су-30СМ в качестве основной боевой машины наших ВВС. При том, что ранее предполагалась закупка новых МиГ-29М/М2. Как те, которые закупаются Египтом. Кстати, страной воюющей. В белорусском же случае наше Минобороны не изволило не то что обосновать свой выбор, но даже сообщить налогоплательщикам сколько денег запланировано изъять из их карманов. Повторюсь: и сам факт контракта на закупку Су-30СМ, и их стоимость стали известны из российских источников.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Междуморье: пустая геополитическая фантазия
Гибридная агрессия: учиться у соседей
На языке — НАТО, на уме — Россия
Будет 100 рублей — найдутся и 100 друзей
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…