На минувшей неделе в Лондоне завершился юбилейный саммит НАТО, приуроченный к 70-летию альянса. Как это часто бывает, к значимому мероприятию появляется много различной статистики и данных, на которые в повседневной ситуации внимания особо и не обращаешь. В данном случае мое внимание привлекли сведения о расходах на оборону стран НАТО. Вернее, тех из них, которые, как и мы 30 лет назад, отказались от строительства развитого социализма. Чем не маркер того, чтобы понять, кто в итоге куда пришел?
Обратим внимание на те страны, которые были приблизительно на равном с Беларусью уровне благосостояния или даже беднее: Литва, Латвия, Эстония, Польша, Румыния, Болгария и Албания.
Румыния и Польша по населению намного больше, чем Беларусь. И то, что они будут тратить на оборону больше нашего, ожидаемо. Остальные страны имеют населения меньше, чем живет в Беларуси. Причем иногда в разы. Опять же, логично ожидать, что наши военные расходы будут превышать расходы, например, Литвы или Эстонии. По факту же имеем совершенно другую ситуацию: меньше, чем Беларусь, на национальную оборону тратит только Албания. А вот остальные тратят больше, причем — намного. Болгария с населением в 1,3 раза меньше населения Беларуси тратит на оборону в 3,5 раза больше, чем мы; втрое меньшая Литва тратит на армию практически вдвое больше; Эстония, чье население меньше населения одного лишь Минска, выделяет на свою армию в 1,2 раза больше, чем вся «сильная и процветающая Беларусь»; равная по населению Минску Латвия выделяет на оборону также больше нашей страны.
Для обычного,«маленького» человека все эти миллионы и миллиарды долларов — величины не очень понятные. Никто из нас их в руках не держал. Пересчитаем, сколько каждый гражданин Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Румынии, Болгарии, Албании и Беларуси достанет из своего кармана денег в 2019 году на содержание армии (в долларах США):
— каждый литовец заплатит 397 долларов;
— латвиец — 377 долларов;
— гражданин Эстонии раскошелится на 508 долларов;
— поляк — на 310 долларов;
— румын выделит своей армии 259 долларов;
— болгарин — 311 долларов.
Белорус и албанец для своего войска выделят по 68 долларов.
Как видим, самые главные «милитаристы»— прибалтийские государства.
Но это была присказка. А теперь про «сказку». Национальная оборона и военное дело — древнейшая функция государства. И одна из важнейших. Очень часто от способности защитить себя зависит само существование страны.
Деньги на оборону надо откуда-то брать. И способность государства на должном уровне финансировать собственную безопасность — показатель правильности выбранного экономического курса и качества государственного управления.
Как было уже сказано, наши страны стартовали приблизительно из одной точки. Социализм «дал дуба» 30 лет назад, из которых 25 лет Беларусь, как твердит госпропаганда, строила «уникальную социально-экономическую модель». Итоги этого строительства налицо: наше государство плохо справляется с финансовым обеспечением даже базовых функций, от которых само существование этого государства и зависит. 30 лет назад мы были на одном
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Региональная политика — тоже национальная безопасность
Сколько ведомств берегут наш покой?
Междуморье: пустая геополитическая фантазия
Гибридная агрессия: учиться у соседей
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…