Три источника светлого будущего Союзного государства

Мечтать не вредно. Вредно не мечтать. Но одно дело, когда мечты о будущем ограничены семейным кругом, и совсем другое, когда человек способен мыслить геополитически.

Например, так, как делает старший научный сотрудник Института философии Национальной академии наук РБ Алексей Дзермант.

22 ноября белорусский философ опубликовал на официальном сайте постоянного комитета Союзного государства статью «Три фактора будущего для Союзного государства».

Что же это за факторы, которым суждено определять конфигурацию нашего будущего? Во-первых, «на экономические и политические форматы будет влиять интенсивное развитие новых технологий». Во-вторых — это логистика и транспорт. Третий фактор будущего — геополитический.

Для понимания третьего фактора нам понадобится слово «фронтир» (англ. frontier — «граница, рубеж, пограничье»).

Философ признает наличие неспокойной и нестабильной зоны на западной границе Союзного государства. С этим не поспоришь, но дальше становится интересно. Дзермант предлагает «отодвигать фронтир подальше на запад». В идеальном варианте фронтир должен исчезнуть полностью, «чтобы была в том или ином виде достигнута договоренность о разделе сфер влияния и появились какие-то мосты, каналы коммуникации с западом».

Вы все поняли? Если с первого раза не дошло, предлагаю перечитать последний абзац еще раз. Сегодня неспокойная и нестабильная зона в Европе находится на стыке ЕС и Союзного государства. Здесь же проходит и граница сфер влияния, но в будущем эту границу предлагается перенести в глубь Европы!

Интересно, это собственное мнение господина Дзерманта, или он озвучил итог коллективных интеллектуальных усилий сотрудников Института философии Национальной академии наук РБ?

Успешной реализации третьего фактора (перемещение зоны неспокойствия и нестабильности в глубь Европы) будут содействовать два первых. Если я правильно понял, их следует рассматривать в качестве средства, а третий фактор — в качестве цели.

Очень хороший прецедент

Новые технологии — это, в первую очередь, искусственный интеллект. За ним не заржавеет, так как гарантом будущего успеха выступил сам Александр Лукашенко, который сказал, что «именно искусственный интеллект является приоритетом для развития Беларуси».

В затылок искусственному интеллекту дышат «технологии в сфере энергетики». После пуска БелАЭС нам будет что предложить Европе. Далее цитата: «И здесь мы как раз видим смычку внешней политики, внешнеэкономической стратегии. Может получиться очень хороший прецедент, когда мы вместе лоббируем продвижение этой энергии на запад, минуя барьеры, которые выстраивают Литва и Польша. То есть совместно с Россией договариваясь с людьми, принимающими решение в Брюсселе, Берлине и Париже, чтобы они эту энергию на рынок пустили».

Вот, оказывается, каким образом философ планирует «отодвигать фронтир подальше на запад». Никаких тебе «вежливых людей» без опознавательных знаков, никаких трактористов, вооруженных в местных военторгах, никаких референдумов…

Желаемого можно добиться путем личных договоренностей «с людьми, принимающими решение в Брюсселе, Берлине и Париже», «минуя барьеры, которые выстраивают Литва и Польша».

Естественно, с договоренностями, достигнутыми без учета их интересов, литовцы и поляки никогда не согласятся. Но лучшего повода для начала перемещения зоны неспокойствия и нестабильности в глубь Европы и представить себе невозможно.

С логистикой все попроще. Китай, этот «очень серьезный лоббист с огромными ресурсами», все продумал за белорусов, предложив «русским со знаком качества» присоединиться к современному аналогу древнего Шелкового пути «Один пояс и один путь».

Вот только непонятно, почему при наличии такого лоббиста, «идет поиск инвесторов в Западной Европе, в частности, в Германии». Тем не менее проект замечательный, «потому что за ним тянется целый пласт экономики. Это экономика услуг, гуманитарного развития и так далее».

Историческая загогулина

Вот такое куцее представление о будущем Беларуси, о нашем с вами будущем. Удивляться тут нечему. Для главного архитектора так называемой «белорусской модели» поддержание социально-политической стабильности всегда стояло на первом месте, а развитие (модернизация) — это по определению выход в нестабильное состояние, ломка существующего уклада.

Получается, что цели модернизации противоречат интересам главного архитектора, а заодно и интересам абсолютного большинства его коллег по властной «вертикали». Такая вот историческая загогулина.

Однако божий дар не следует путать с яичницей, а современные проблемы — с проблемами, с которыми сталкивались наши отцы и деды в годы индустриализации.

«Современный тип экономической системы, — поясняет российский политолог Алексей Зудин, — делает индивидуальную энергию человека главным мотором развития. До тех пор, пока конкретный человек не превращается в главный двигатель экономики и это качество не подкрепляют институты политической демократии, человеческая жизнь не наполняется реальной ценностью».

Но в светлом будущем Союзного государства Дзермант человека не видит. Его разговор о будущем — это разговор об искусственном интеллекте, экспорте электроэнергии и кормлении с транзита чужих товаров.

Между прочим, такое будущее следует признать весьма комфортным для современных специалистов по организации электоральных вакханалий. Они уже сегодня готовы в нем жить. Более того, они в нем живут.

Что же предлагается тем, кому не досталось места среди дружного коллектива организаторов этих вакханалий?

Тут нет секрета. Работы — непочатый край. Только успевай поворачиваться. «Среди нерешенных задач, — напомнил 4 ноября глава государства, — заготовка не менее половины травяных кормов по современным технологиям, исключение их хранения в буртах и траншеях, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, завершение строительства молочнотоварных ферм, наведение порядка на земле».

Перечень нерешенных задач легко можно продолжить.

Сергей Николюк

Читайте также:

О пользе чтения государственных газет перед обедом

Наш вариант забытой мелодии для флейты с оркестром

Император Наполеон и белорусские выборы

Об особенностях национального правосознания, или Почему у «белорусской модели» не получается

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023