Земляк-декабрист: герой или предатель?
В связи с выходом в России скандального фильма о декабристах «Союз спасения» появилась острая реакция как на киноленту, так и на историю мятежа 1825 года в целом.
Меня зацепил момент описания «сдачи» декабристами своих товарищей: мол, сразу после ареста они добровольно, пачками называли следователям имена-фамилии заговорщиков, раскрывали детали заговора, раскаивались…
И это покорители Европы, самого Парижа, многие из которых на не такой уж далекой войне с Наполеоном доказали свою храбрость, мужество и благородство… Почему вдруг они отказались от предыдущей доблести?
Что, декабристы и в самом деле чистосердечно раскаивались, осознав свои преступные деяния? Совесть заела? На следствии переубедили? Чем и как?
Белорусский публицист, автор исследования восстания 14 декабря «К мечам рванулись наши руки» Семен Букчин написал, что пытки тогда не применялись: «Непонимание поведения декабристов на допросах дышит советской традицией — «цвёрда трымаўся юнак на дапросе». А это были дворяне — у них другое понимание о чести, достоинстве, правде и лжи».
Что ж, хочу рассказать одну декабристскую историю.
Моя родная деревня под самым Могилевом называется Ракузовка. Сколько ни пытался дознаться в детстве, почему именно так — никто не мог объяснить. И только годы спустя журналистика свела с великолепным, нет — фантастическим краеведом из Кричева Михаилом Федоровичем Мельниковым. Он заинтересовался и нашел в исторической литературе упоминание о некоем дворянине Игнатии Ракузе из Могилевщины, который был в знаменитом Черниговском полку и погиб в результате восстания. Вот и все, что смог раскопать тогда мой старший товарищ.
Я заинтересовался и с годами выяснил, что на момент подготовки восстания Игнатий Кузьмич Ракуза был рядовым 2-й мушкетерской роты Черниговского пехотного полка. Но до этого его разжаловали из поручиков и лишили дворянства «за грубость и дерзость противу начальства».
Ясно, что такой бунтарь весьма пригодился команде Муравьева-Апостола: как иначе, чем не участием в заговоре, он мог вернуть себе свое прошлое?
Кстати, когда костер запылал, мой земляк «самовольно, но с разрешения руководителей мятежа вернул себе офицерскую одежду» и вел себя достаточно активно.
А еще сохранились материалы следствия, где Игнатий говорит следующее: «Если бы геральдия подробнее рассмотрела доказательства наши о дворянстве, может быть, причла бы нас, как древнюю фамилию, в число князей»… В общем, ему было за что бороться.
Чем все закончилось?
По допросам свидетелей, после ареста он также «сдал» уйму сотоварищей, поскольку стал участником заговора уже летом 1825-го, был в курсе развития событий.
Но как сломался?
По одной версии — получил 6000 ударов шпицрутенами, то есть 6 раз прошел-прополз истерзанным, окровавленным, изувеченным через строй, в котором стояли 1000 солдат…
Кстати, по решению особых комиссий после восстания прогнали через строй со шпицрутенами 178 солдат. Скорее всего, для большинства это было убийством. Для ясности картины: обычно осужденного со времен Петра I заставляли проходить сквозь строй из 100—800 солдат. В начале XIX века число ударов доходило от 500 до 6000… Например, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды полагалось от 100 ударов и более, за пьянство — 300—500, за воровство у товарищей — 500. Ну, а более серьезные проступки карались куда жестче: за первый побег — 1500 ударов, за второй — 2500—3000, за третий — 4000—5000.
Что до Игнатия Кузьмича Ракузы, то после варварской экзекуции он двинулся умом. И «предал» друзей. Будучи сумасшедшим.
Это официально зарегистрировано.
А по другим свидетельствам, развязали язык еще до этого.
Но почему и как — ни слова. И если Игнатий добровольно «говорил правду», то почему после такой солидарности со следствием такое наказание?
В общем, вопросов много. Не виню, не оправдываю и не сужу своего героя.
Но что до возражения Семена Букчина об отсутствии пыток во время процесса над декабристами, то читаю различные материалы того времени и по-прежнему задаюсь вопросами…
Судите сами, какие были нравы, принципы, представления о порядочности и благородстве у граждан того времени.
…Во время допроса Ивана Анненкова Николай I спросил, почему тот не донес о создании общества, когда узнал о нем? Ответ:
— Тяжело и нечестно доносить на своих товарищей…
Вот еще один официально зарегистрированный диалог Николая I и молодого декабриста Ивана Якшина:
— … Если Вы не хотите губить Ваше семейство и чтобы с Вами обращались не как со свиньей, то Вы должны во всем признаться.
— Я дал слово не называть никого; все же, что знал про себя, я уже сказал…
И в заключение цитата из письма князя Вяземского поэту Жуковскому (написано в марте 1826, еще до казни декабристов): «Я, например, решительно знаю, что Муравьев-Апостол не предавал грабежу и пожару города Василькова, как то сказано в донесении Рота. Город и жители остались неприкосновенными. К чему же эта добровольная клевета? И после того ты дивишься, что я сострадаю жертвам и гнушаюсь даже помышлением быть соучастником их палачей?»
Добровольная клевета — о чем эти слова? Ничего вам не напоминает?
…Что бы там сегодня мы ни говорили, как бы ни оценивали наше прошлое, ясно одно: кровавое, темное это дело — революция…
Особенно в такой империи, как Россия.
Читайте также:
Замки проще рушить, а мосты — сжигать…
Белорусский расклад по Томасу Венцлове