И снова о судах…
«Судебная вакханалия» продолжалась первые две недели нового года и еще не завершилась, судят участников акций в поддержку независимости. Что случилось с белорусскими судами? Как восстановить их роль и авторитет?
Суд над Лаврецким
На 10 января в суде Ленинского района Минска были назначены и дела в отношении известных всей стране людей — Владимира Некляева и Владимира Орлова.
Однако в графике «дело Некляева» не значилось, а судья Марина Запасник «неожиданно» ушла в отпуск. Как позднее выяснилось, Владимира Некляева судили заочно 9 января (непонятно, на каком основании, без приглашения самого правонарушителя, с нарушением принципов законности и гласности).
10 января рассматривалось дело молодого парня Даниила Лаврецкого. Его пришли поддержать друзья и родители. Я присоединился к их компании.
Процесс вела судья Юлия Шут. Даниил подготовился к защите, принес ряд бумаг. Свое нахождение на Октябрьской площади объяснил тем, что его привлекла работа по установке елки. Вместе с другими принял участие в хороводе, после чего ушел и в митинге не участвовал.
Свидетели-милиционеры подтвердили присутствие Даниила, но не смогли конкретно указать, что он там делал, как был одет, держал ли что-либо в руках.
Судья удалилась на «совещание», после чего объявила вердикт — 30 базовых величин (810 рублей). Это решение вызвало недоумение присутствующих: за что? Почему такой большой штраф? Как парень-студент его выплатит? Осталось лишь высказать сочувствие озадаченным родителям Даниила.
В тот же день Алексей Кисляк подверг штрафу в размере 20 базовых величин писателя Владимира Орлова. Об этом процессе см. «Снплюс» за 14 января 2020 г.
Суды над Северинцем
Под самые жесткие санкции попал один из организаторов акций протеста против интеграции с Россией Павел Северинец. Три первых процесса завершились наказаниями в виде максимального штрафа по 50 базовых величин и ареста на 15 суток. Их Павел провел на Окрестина, встретив там 43-й день рождения и Новый год.
10 января, после выхода на свободу, Северинца за участие в других акциях подвергли еще двум административным арестам по 15 суток. На эти суды Павел не ходил, посчитав более важным побыть с семьей и решить неотложные домашние дела.
Как можно объяснить столь жесткие санкции, примененные в отношении сопредседателя оргкомитета по созданию партии БХД? Если следовать нормам Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, то они требуют соблюдения законности при осуществлении административного процесса (ст.2.2 кодекса). При этом суд обязан обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов участников, создать условия для ее осуществления. Но я этого не увидел.
Следует указать на нарушение в ходе процессов ряда положений кодекса: уважение чести и достоинства личности при ведении административного процесса (ст.2.5); презумпция невиновности (ст.2.7); обеспечение права на защиту (ст.2.8); публичность административного процесса (ст.2.9); всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела (ст.2.10).
Их наказали арестом
По данным правозащитников, за участие в декабрьских акциях протеста были подвергнуты административным арестам 11 человек. Большинство отбывали наказание в Центре изоляции правонарушителей на Окрестина в Минске. Блогер Сергей Тихановский — в гомельском изоляторе временного содержания, блогер Дмитрий Козлов (известный как «Серый Кот») — в оршанском ИВС.
По выходе «правонарушители» поделились своими впечатлениями. Леонид Кулаков рассказал, что после суда его не кормили до следующего утра. В камере не хватало свежего воздуха. У него поднялось давление. На прогулки выводили на 10—15 минут. Кормили отвратительно.
Еще в худших условиях оказалась Елена Толстая. Ее разместили в холодной камере, где температура не поднималась выше 15 градусов. Люди спали в куртках. В итоге за пять суток ареста она «заработала» бронхит.
Об условиях пребывания в гомельском ИВС рассказал на видеоканале «Страна для жизни» С. Тихановский. Материал можно найти на ютубе. Первоначально Сергей отбыл 15 суток за участие в акции 21 декабря. После выхода из ИВС его снова подвергли 15-суточному аресту, но потом «неожиданно» отпустили, ссылаясь на то, что не пришло решение судьи.
На мой взгляд, суды в отношении участников декабрьских акций при вынесении решений перешли границы разумного, законного и справедливого.
Так не должно быть!
По мнению разработчиков Концепции судебно-правовой реформы в Республике Беларусь, принятой в далеком 1992 г., суды должны служить людям, защищать их права и свободы. И лишь в случае совершения правонарушений они вправе подвергать нарушителей справедливому наказанию. Для этого судьи должны быть независимыми от всех органов власти, в том числе от своих начальников.
Как отмечалось автором в предыдущей статье «Участники акций против интеграции — не преступники», посвященной судам над участниками акций против интеграции, реформа судов и иных правоохранительных органов необходима. Радикальным способом восстановления независимости судов может стать избрание судей представительными органами власти (парламентом, местными Советами депутатов) по рекомендации органов судебного сообщества. Такая «метаморфоза» потребует коренного изменения действующего законодательства. Этим делом я хотел бы заняться, и как можно скорее.
Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор
Читайте также:
Участники акций против интеграции — не преступники
Надо сделать Беларусь «страной для жизни» для всех белорусов
Итоги года: будем и дальше смотреть «марлезонский балет»?
Нас, пенсионеров, 2,5 миллиона человек. Мы — сила!