Принуждение к интеграции
Сомнений в том, что российская пропаганда на территории Беларуси мощнее и эффективнее белорусской, нет ни у кого. Вопрос лишь в соотношениях.
Именно они и легли в основу «Мониторинга пророссийской пропаганды и интеграционной риторики на государственном телевидении Беларуси», который второй год подряд представила Белорусская ассоциация журналистов.
Мониторинг проводился осенью прошлого года. Точнее, с конца октября по конец ноября. то есть в преддверии назначенного на 8 декабря подписания президентами Беларуси и России соглашений по «углубленной интеграции» и «дорожных карт» к ним. Есть смысл также напомнить, что в это же время проходили выборы в Палату представителей.
Результаты исследования представили руководитель Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец и известный медиаэксперт и культуролог Максим Жбанков.
В подтверждение большинства ожиданий основной акцент был сделан на освещение названных тем на белорусских ТВ-каналах, ибо именно им из бюджета и идет львиная доля государственного финансирования. Например, из 74 миллионов долларов, которые в наступившем году предназначены на поддержку государственных СМИ, 55 миллионов уйдет на содержание Национальной телерадиокомпании.
Со всеми цифрами и выводами мониторинга можно ознакомиться на сайте организации и в очередном номере корпоративного журнала «Абажур».
Я же хочу акцентировать внимание лишь на одном выводе данных исследований, который говорит о том, что «в российских новостных и публицистических передачах телеканалов ОНТ и НТВ-Беларусь теме Беларуси и углубленной интеграции уделялось значительно меньше внимания и времени, чем в белорусских телепередачах. Фактически она отсутствовала в их эфире».
То есть россияне преднамеренно делали акцент на том, что данная тематика их интересует меньше всего. Дескать, никуда вы с «подводной лодки» не денетесь…
Мы же концентрировались на происходящих в России катастрофах, тотальном криминале, а также на многочисленных российских ток-шоу. Не думая при этом, что это тоже своеобразное продвижение «русского мира», ибо у пяти из восьми каналов, вошедших в исследование, суммарное время российских телепередач в прайм-тайм значительно превышало 60% эфира.
И еще одну тенденцию хотелось бы обозначить более рельефно. Предлагаю сделать это с помощью уже упомянутого Максима Жбанкова: «Риторика про «большого брата — Москву», куда нам надо, почти не звучала. Звучало, что есть большой проект интеграции, и мы готовы в нем участвовать, но русские как-то не спешат. Лукашенко теперь выступает как главный интегратор — самый инициативный, самый честный, но ему не повезло с партнерами».
А пока у белорусского телезрителя Москва в голове. На белорусских телеканалах по-прежнему доминирует российский контент. 70% белорусов, а именно такая часть населения получает основную информацию из телеящика, уже «переехали» в Россию, не выходя из дома.
Читайте также:
Прыдуманая Беларусь Уладзіміра Караткевіча
«Власть вплотную подвела страну к тумблеру социального взрыва»