Про «заговоры» и «мятежи»
«Да что у вас там творится?»— с таким вопросом коллега из Казахстана сбросил мне ссылку на видео, из которого я узнал, что в Беларуси «раскрыт очередной заговор генералов», за которым, как это водится, стоит лично В.В. Путин.
«Очередной», потому что предыдущий был «раскрыт» в связи с арестом по обвинению в коррупции экс-телохранителя А. Лукашенко и экс-замгоссекретаря Совбеза Беларуси полковника Андрея Втюрина. Естественно, за тем «заговором» тоже стоял зловредный Путин.
В этот раз причиной бурления в интернете стал факт перестановок среди высшего военного руководства страны. «Заговорщики» экс-министр обороны Андрей Равков и экс-госсекретарь Совбеза Станислав Зась были «смещены со своих должностей». Но как-то нелогично: Зась ушел на должность формального руководителя ОДКБ, а Равков занял его прежнюю должность. Хотя по общепринятой мировой практике с заговорщиками-неудачниками поступают совсем по-другому.
В общем, очередной фейк, каких было и будет немало. Но тем не менее попытаемся поразмышлять над тем, а возможен ли в Беларуси в принципе заговор среди силовиков?
Военный путч — это, скажем так, командная игра. И как для любой командной игры, требуется осознание общих целей и высокий уровень доверия между компаньонами.
Военный путч — это политический акт. Для него требуется обладать политической субъектностью, осознать самого себя политическим субъектом и быть признанным в качестве такового прочими политическими акторами и обществом в целом.
Политический актор может претендовать на власть в том случае, если у него есть определенный уровень авторитета и общественной поддержки. Авторитет может быть как корпоративный, так и личный, персональный.
Что тут можно подтянуть под белорусские реалии? Правильный ответ: ничего.
Силовой блок Беларуси характеризуется отсутствием, скажем так, классовой сплоченности (каждое ведомство тянет одеяло на себя) и внутриведомственной конкуренцией между различными частями одного ведомства. Исключение разве что спецслужбы. Говоря проще, нет единства среди силовиков ни коллективного, ни внутреннего.
Наши силовики боятся политики как огня. Это, кстати, хорошо: при переходе к демократии силовые ведомства не будут представлять опасности новым властям, не будет никакой контрреволюции. Они верой и правдой станут служить новой власти, приговаривая, что профессионалы, дескать, вне политики.
Увы, но у наших силовых ведомств крайне низкий уровень общественной поддержки и авторитета. Достаточно посмотреть на уровень поступающих в вузы силовых ведомств и становится понятно: профессия офицера в Беларуси непрестижна. Нет у нас конкурсов по 12 человек на место, как в России. И не выстраиваются вчерашние школьники в очередь в военкоматы, чтобы исполнить священный долг и отправиться на срочную военную службу, как в Эстонии, где в прошлом году таких добровольцев набралась треть от призванных.
Короче, с групповым авторитетом у наших силовиков все плохо.
Может, с личным лучше? На самом деле, еще хуже, чем с групповым. Да, у нас есть авторитетные руководители силового блока. Но авторитетные в своей профессиональной среде. А назови мне, дорогой читатель, пару-тройку популярных в народе генералов? Ладно, назови просто трех белорусских генералов. Уверен на 99%, что это будут фамилии или действующих руководителей силовых ведомств, или тех, кто недавно свои позиции покинул. А кто вспомнит фамилию руководителя Минобороны, который был до Равкова? А кто возглавлял МВД до Шуневича? Гугл, конечно, помнит все, но не население.
Что я мог ответить коллеге из Казахстана? Нет в Беларуси почвы для путча. И не станут силовики противодействовать демократическому правительству в нашей стране. Это хорошо. Но нет у наших силовиков и должного уровня общественного авторитета и поддержки. А это плохо. Потому как люди в форме обеспечивают нашу безопасность.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Выстрелим себе в ногу, может, враг испугается…
Известное зло и неизвестный хаос
Беларусь — «закуска», а не основное «блюдо» на геополитическом столе России
НАТО без Турции? Большой вопрос, кому достанется больше проблем