TOP

Светлана Калинкина. За чьи интересы бился Лукашенко у Путина?

Сочи. Путин. Лукашенко. Битва нервов. Схватка тяжеловесов… Нафантазировали всякого. Но есть простая математика для тех, кто полагает, что Лукашенко в Сочи героически сражался за дешевые газ и нефть для белорусских потребителей.

С нефтью вопрос остается открытым, поэтому пока опустим. Давайте про газ.

Объявлено, что цены на газ в 2020 году будут на уровне 2019-го — 127 долларов за тысячу кубометров. И, вроде бы, логично задаться вопросом: «Хорошо это или плохо?» Но вопрос неправильный. Потому что нам-то что? Нам что с того, что Лукашенко именно на такую сумму договорился с Путиным?!

Это ниже мировых. Правильно. Но кто в Беларуси увидит газ по таким ценам?

127 долларов за тысячу кубометров — это по среднему курсу Нацбанка за прошлый год где-то 265 рублей. Вот только для белорусских потребителей не было таких тарифов. И близко не было.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели получали газ по цене 533,72 рубля за тысячу кубометров, или по 255 долларов с хвостиком. То есть вдвое (!) дороже.

Бюджетным организациям и организациям ЖКХ газ поставлялся по 529,15 рубля за тысячу кубов. Или по 253 доллара. Тоже тариф наотмашь!

Есть, конечно, льготники — производители цемента, кирпича, азотных удобрений, бумаги, льняных тканей и т. п. — те, кого государство поддерживает. Но скупо поддерживает. И только «Великий камень» на особом счету. Кстати, я бы считала справедливым и ориентировалась именно на тариф, установленный для индустриального парка «Великий камень». Хотя бы потому, что он определялся под контролем китайских специалистов, которые считать умеют.

Так вот: «Великий камень» получал газ по цене 334,16 рубля за тысячу кубометров. Или менее чем по 160 долларов.

Есть разница: 255 долларов — для всех и 160 — для китайских друзей?

Есть, да еще какая! Но главное — в спецтарифе для «Великого камня» присутствует здравый смысл. 127 долларов стоит сам газ и его транспортировка на более чем 3000 километров до белорусской границы и 33 доллара — доставка по Беларуси. Это уже как-то более похоже на адекват.

Причем не приходится списывать необъяснимо высокие тарифы на газ заботой о людях: мол, для населения газ почти бесплатный, поэтому заводы страдают. Хотелось бы верить, но это сказки. Мы с вами, обыкновенные потребители, с 1 января платим 0,4213 рубля за кубометр газа, а в пересчете на тысячу кубов — 421,3 рубля, или приблизительно 200 долларов. То есть в родной стране мы хуже китайцев.

Но самое главное — причем здесь Путин вообще? Зачем его уигрывать хоккеем, услащать шоколадом, умолять, ублажать, кланяться, если распределение газа по Беларуси стоит столько же, сколько собственно «голубое топливо» и его транспортировка до нашей границы из какого-то далекого Сургута? Где проблема — в Сургуте, в Кремле или где-то в пределах белорусской границы?

Происки «Газпрома»? Так и он совершенно ни при чем. По Беларуси газ доставляет объединение «Белтопгаз» через свои областные сбытовые предприятия. Значит, все вопросы — к нему. Вот только их никто не задает.

Можно предположить, что «Белтопгаз» — монополист с непомерными аппетитами — всех нас кормит, является лидером среди налогоплательщиков, да еще и с большим отрывом. Но тоже догадка неверная. МТС, А1, Табак-инвест, Минск-Кристалл, Минский завод виноградных вин более щедры с налоговыми платежами, а вот «Белтопгаз» в десятке крупнейших налогоплательщиков Минска вообще не числится.

Так кого кормит это предприятие? Где деньги?! За чьи интересы бился Лукашенко у Путина? За интересы белорусских предприятий? Я вас умоляю…

Светлана Калинкина, «Белорусский партизан»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.