Categories: Социум

Кому и зачем вынуждены угождать судьи

Первый заместитель председателя Верховного суда Валерий Калинкович обнародовал основные итоги деятельности судов общей юрисдикции в 2019 году. Присмотримся к результатам их работы и мы.

Кричащая статистика

Как и следовало ожидать, статистические показатели работы судов общей юрисдикции неуклонно повышаются. По итогам 2019 года они, кто бы в этом сомневался, стали еще лучше. Много радости доставило всем судьям и аппарату Верховного суда новое здание, на строительство которого, по официальным данным, было потрачено 166 миллионов рублей. По словам В. Калинковича, здание используется по максимуму: кроме судебных заседаний, в нем регулярно проводятся конференции и разные совещания. Удалось перейти к цифровизации правосудия. К осени планируется внедрить во всех судах современные информационные технологии.

Если перейти к конкретике, то в 2019 году было осуждено 38 726 человек. Эта цифра сопоставима с населением таких городов, как Калинковичи, Сморгонь, Рогачев, Горки, Осиповичи. Причем речь идет, в основном, о мужчинах. Из них порядка 10 тысяч направлены в тюрьмы и колонии. Еще 7,5 тысячи — в арестные дома, которые по условиям пребывания мало чем отличаются от колоний, разве что небольшим сроком (до 6 месяцев). Почти столько же мужчин присуждается к ограничению свободы, то есть к принудительным работам под надзором органов внутренних дел.

В качестве достижения В. Калинкович указал на оправдание в 2019 году 144 человек, что в полтора раза больше, чем в 2018 году. Однако следует иметь в виду, что количество оправдательных приговоров предопределяется требованиями судов к материалам следствия, а эти требования можно, как планку на барьерах, то поднимать, то опускать. К тому же, как свидетельствует практика, суды решаются на оправдание обычно по малозначительным преступлениям.

Правда, можно вспомнить нашумевшее уголовное дело в отношении Андрея Головача, который провел в следственном изоляторе 52 месяца и которого дважды пытались осудить за коррупционные преступления и все-таки оправдали.

Статистика подтверждает, что коррупция в Беларуси не уменьшается. В прошедшем году было осуждено более 1000 должностных лиц за разные проявления мздоимства. Теперь, как стало известно, на подходе громкое уголовное дело в отношении бывшего заместителя государственного секретаря Совета безопасности Андрея Втюрина и 15 «сотоварищей». Формируется большое уголовное дело в отношении так называемой сахарной мафии.

В. Калинкович упомянул о пересмотре почти четырех тысяч дел осужденных по статье 328 УК («Незаконный оборот наркотических средств…»). Многим осужденным по этой статье снижены сроки наказания. Однако, по той же статистике, в прошлом году за преступления, связанные с наркотиками, осуждены 2 284 человека, из них по ч.1 ст.328 УК (незаконный без цели сбыта оборот наркотических средств) — 1 551 чел. Получается, что на высвобождаемые места в колониях уже выстраивается очередь из новых зэков.

Можно долго изучать судебную статистику, анализируя те или иные составы преступлений и численность осужденных. Отмечу лишь, что 1200 белорусских судей из года в год осуждают около 40 тысяч белорусов. Это очень много. По данному показателю мы в 2016 году занимали 12-е место в мире. Сейчас, возможно, рейтинг Беларуси улучшился, так как статистика по заключенным постоянно «лакируется».

Пример с анархистами

Подтверждением суровости белорусских судов может служить недавний приговор в отношении Никиты Емельянова и Ивана Комара. За акции у Минского городского суда и СИЗО №1 судом Советского района Минска они были осуждены к семи годам лишения свободы с усиленным режимом наказания.

Молодых ребят обвинили в том, что 25 сентября 2018 года они бросили в здание Минского горсуда две лампочки с краской. Кроме того, им вменили в вину то, что ночью 13 октября они бросили бутылку с зажигательной смесью в дверь СИЗО №1 по улице Володарского. Возгорания, к счастью, не произошло. Вторую попытку с бутылкой они повторили 20 октября. Жидкость воспламенилась, но ущерб был причинен незначительный.

Период предварительного следствия юные анархисты провели в том же СИЗО №1, которое пытались поджечь. Один из них, И. Комар, в судебном заседании заявил, что его помещали в «прес-хату», где избили и заставляли написать явку с повинной. Однако суд не приостановил рассмотрение дела для выяснения этих обстоятельств. Другой обвиняемый, Н. Емельянов, не отрицал своего участия в акциях и пояснил, что целью его действий было привлечение внимания общественности к наличию в Беларуси политических заключенных.

Белорусские правозащитники в лице представителей семи организаций признали приговор в отношении Никиты Емельянова и Ивана Комара чрезмерно суровым, непропорциональным вменяемым им в вину действиям и потребовали его пересмотра «…при соблюдении права на справедливое судебное разбирательство».

Как смягчить суды?

Уверен, что белорусские суды будут более гуманными, если в стране станут более либеральные порядки, в том числе законодательство. Сейчас судьи находятся под давлением вышестоящих судебных инстанций — с одной стороны, и под надзором прокуроров — с другой. И тем, и другим судьи вынуждены угождать. Своему начальству — чтобы приговоры соответствовали «генеральной линии», проводимой вышестоящими судебными инстанциями. Прокуратуре — чтобы не портить показатели отчетности и не смягчать борьбу с преступностью.

Понятное дело, что в треугольнике судьи — прокуроры — обвиняемые слабым звеном являются обвиняемые как разменная карта для достижения целей первых и вторых. Через них и с помощью их делается статистика и выполняются директивные указания. Эту несправедливость надо как можно скорее исправить.

На мой взгляд, рациональным способом решения проблемы может стать реформирование нынешней системы судов и иных правоохранительных органов. Задача состоит в том, чтобы заставить их относиться к человеку, в том числе обвиняемому, с подобающим уважением, предоставив все возможности для защиты. Одним из таких средств может быть суд с участием присяжных заседателей как высшая гарантия законности и справедливости.

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор

Читайте также:

За что прессуют «Серого кота» и других блогеров?

Курочка по зернышку клюет…

«Табакерки» захватывают Минск

Как обеспечить достойную старость?

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023