Постановлением Совета министров утверждена Республиканская программа «Год малой родины» на 2018—2020 годы. Я не знаю, какие отчеты будут представлены публике в 2021 году, однако жизнь на своей малой родине описать могу уже сегодня (насколько мне позволят собственный опыт и статистические данные). Шел третий Год малой родины…
Ивью повезло уже в первый Год малой родины: тут проходили «Дажынкі». Понятно, что выбор в нашу пользу пал задолго до даты постановления Совета министров, но символичность совпадения все же стоит отметить.
Часто приходится слышать, что такие мероприятия, как Год малой родины, «Дажынкі» или «Дзень беларускай пісьменнасці», позволяют властям ограничиваться «краткосрочными контрактами», а не вести планомерную работу по «оживлению» небольших городов. В связи с этими рассуждениями у меня возникает два вопроса.
Первый: есть ли расчеты, которые доказывают, что «размазывание» бюджетных средств по всем нуждающимся в обновлении населенным пунктам даст тот же эффект, что и большое вливание в один из них?
Второй: сколько лет жителям пришлось бы ждать благоустройства?
Я не встретил в Ивье ни одного человека, который бы сказал, что он выступал против проведения «Дажынак» и впоследствии только укрепился в своей мысли. Причем Ивье и до «Дажынак», в году 2012-м или 2013-м, не выглядело ужасно. Район экономически не самодостаточен, и раньше благоустройство производилось в рамках программы развития малых и средних городов, которая, кроме прочего, предполагала решение вопроса занятости населения.
И вот тут уже следует согласиться с теми, кто критикует подходы правительства к изменению социально-экономического положения в таких районах, как Ивьевский.
Жизнь до и после «Дажынак»
В августе 2019-го в Ивье приезжал Александр Лукашенко.
«Честно скажу, вы меня приятно удивили. Я думал, приеду сейчас в Ивье, а там какая-нибудь дремучая деревня или захудалый город, — признавался глава государства. — Когда приехал на этот курорт, я губернатору говорю: «Ты вообще молодец!» И это же не сделаешь к приезду. […] Я второй раз за последнюю неделю попадаю в рай: первый раз в Старых Дорогах. […] Я теперь могу быть спокоен, что губернатор работает не только в Гродно и рядом, но и на окраинах».
Но мы, жители Ивья, не считаем, что живем либо на курорте, либо в раю, хотя и отдаем должное не только губернатору области, но также руководству района и всем причастным к преображению города.
Город — это не отремонтированные дороги и не получившие новые крыши дома.
Город — это в первую очередь люди, которые живут и работают в нем.
И может ли Александр Лукашенко на самом деле быть спокоен за работу губернатора, равно как и сам губернатор быть удовлетворенным своей работой в Ивье, если оставить за скобками внешнее благоустройство города?
Заглянем на сайт статистического управления Гродненской области, в раздел «Население».
В 1996 году в Ивьевском районе жили 38 700 человек, а в 2019-м осталось 22 458.
Убыль населения за 24 года составила 42%, причем не было ни одного года, когда бы число жителей района росло.
Совокупно за год до «Дажынак», в «дажыначны» год и в год после «Дажынак» — минус полторы тысячи жителей.
Президенту следовало приехать в наш рай на два с половиной года раньше, когда район, что называется, стоял на ушах из-за «декрета о тунеядцах». Тихий городок взбунтовался одним из первых в стране.
У моей младшей сестры в 2017-м было 25-летие окончания школы, по такому случаю в первую субботу февраля она оказалась в ивьевском ресторане.
Спросила у одноклассника Степана: «А где ты работаешь?»
Тот ответил: «Я ж тунеядец! Вон Света мне и бумагу из налоговой прислала».
И захохотал. Степан с детства огородник. Он татарин по национальности, а татары у нас традиционно редиску, огурцы и помидоры выращивают на продажу. Но так как Ивье считается городом, оформить подсобное хозяйство Степан права не имел. А Светлана, которая работает в налоговой инспекции, сказала тогда сидящим за столом одноклассникам: «Все: и мы, и вы — с этим декретом намучаемся».
Значит, обычные жители Ивья Степан и Светлана понимали, что декрет нелепый и вредный, а вот министры, депутаты парламента и президент решили иначе.
Может, оттого, что Степан и Светлана, в отличие от тех, кто придумал и принял декрет, живут в реальной Беларуси?..
Где работать и где брать деньги?
Фраза: «Нет работы» свидетельствует либо о том, что рабочих мест действительно нет никаких, либо о том, что предлагаются вакансии, соглашаться на которые можно только из страха перед голодом.
В мае 2017 года мы с матерью были у специалиста Ивьевского сельского исполкома по вопросу оформления дома и участка в деревне. К тому времени уже отгремели протесты против декрета, и Минск обязал местные власти заняться трудоустройством «тунеядцев».
В кабинет вошел мужчина: «Мне звонили: надо прийти и расписаться в книге, что отказываюсь от работы».
Пока расписывался, сообщил нам зарплату, на которую не соблазнился.
Мать не сдержалась: «Так это же меньше моей пенсии!»
И весь вид молчавшей сотрудницы сельисполкома в тот момент говорил: «Ну, а что вы хотите, откуда в нашем Ивье нормальная работа?!»
Номинальная начисленная заработная плата в 2019 году в районе составила 762,6 рубля в месяц (в Минске, который в 130 километрах от Ивья, в два раза больше).
Если вычесть 13 процентов походного налога и один процент налога в пенсионный фонд, то в среднем на руки работник получал 655,84 рубля.
Зато безработица на 1 января 2020 года — 0,2 процента, это 19 человек, учтенных в центре занятости как безработные. Причем на одну вакансию приходится примерно 0,1 безработных.
И чего «тунеядцы» не занимают их? Наверное, в большинстве своем привереды, как тот, с которым я встретился в сельском исполкоме.
А на что живет весь район?
Сайт Ивьевского райисполкома дает такую картину доходов бюджета за 2019 год.
Дотации, субсидии, иные межбюджетные трансферты — 51,7%, подоходный налог с физических лиц — 24,2%, НДС — 7,2%, земельный налог и налог на недвижимость — 4,9%, прочие налоговые и неналоговые доходы — 10,8%.
Более половины бюджета составляют разного рода дотации. Две трети бюджета складываются из них и подоходного налога.
Между тем в 2018 году Ивье было признано лучшим городом для ведения бизнеса с населением до 50 тысяч человек в Гродненской области.
Заместитель председателя Ивьевского райисполкома Инна Тарасова сообщила изданию «СБ. Беларусь сегодня», что удельный вес частного бизнеса в общем объеме субъектов хозяйствования района составляет около 80 процентов.
«…Вот уже несколько лет подряд число открываемых компаний и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей существенно превышает число ликвидированных. Всего на конец нынешнего мая у нас 292 малые и средние компании и 447 предпринимателей, еще 25 человек работают как самозанятые.
Поступления в бюджет от малого и среднего бизнеса в прошлом году составили 1,36 миллиона рублей».
Но в 2019 году только земельный налог и налог на недвижимость дали районному бюджету 1,7 млн рублей. Если учесть, что часть этих двух налогов, а также НДС и подоходного поступает из бизнеса, то налог на прибыль вообще превращается в статистическую погрешность.
Да, малые предприятия, ИП, самозанятые, владельцы подсобных хозяйств и фермеры снижают уровень безработицы и даже платят какую-то копейку в бюджет. Однако при теперешних правилах они не способны сделать район не то что экономически самодостаточным, но даже просто более эффективным.
Не подумайте, что это упрек в адрес сотрудников Ивьевского райисполкома, отвечающих за социально-экономическое развитие. Они, как и коллеги в других регионах, связаны по рукам и ногам решениями республиканских органов власти.
Что делать в такой ситуации?
Оставить все, как есть? Тогда трудоспособные жители будут массово уезжать в Минск (который скоро «всосет» в себя четверть населения страны), а также в Россию и Польшу.
Но есть другой вариант.
Самим в исполкомах заняться программой уже не развития, а спасения небольших городов.
Возможно, следует создать некую межрайонную группу по выработке такой программы и потом «ломиться» с ней в кабинеты облисполкомов, Совета министров и Администрации президента.
Вам кажется моя идея фантастической для современной Беларуси?
Хорошо, предлагайте свои. Только поспешите, а то очень скоро в Ивье их некому будет слушать.
Игорь Драко
Читайте также в рубрике «ВЗГЛЯД И ГОЛОС»:
Альгерд БАХАРЕВИЧ. Отшельники против пришельцев
Александр Федута. Капкан надежд
Виталь Цыганков. Белорусы любят социализм больше, чем мы думаем
Петр Рудковский. Приедут ли к нам на мастер-классы по диктаторскому управлению?
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…