В течение 2020 года официальный Минск должен принять решение относительно продления сроков нахождения на белорусской территории российских военных объектов.
Этот вопрос планировалось решить гораздо раньше. Еще в декабре 2017 года белорусской стороной заявлялось, что вопрос об аренде Россией радиотехнического узла «Барановичи» со станцией предупреждения о ракетном нападении и 43-го узла связи Военно-морского флота в Вилейке будет решаться в 2018 году. И вот прозвучало, что ситуация будет урегулирована в этом году, пишет bsblog.info.
Очевидно, что вопрос политизирован. Режим А. Лукашенко попытается воспользоваться им для достижения собственных целей в отношениях с Кремлем. Оппоненты властей традиционно выступают за ликвидацию российского военного присутствия в Беларуси в любой форме, руководствуясь в первую очередь идеологическими, а не практическими соображениями. Но при принятии решения о продлении соглашений об аренде военных объектов следует учитывать несколько моментов.
Данные объекты не являются военными базами и не обладают статусом экстерриториальности. Хотя формально Россия не выплачивает арендную плату за размещение своих объектов в Беларуси, фактически оплата производится оказанием встречных услуг и предоставлением в интересах белорусской армии имущества и инфраструктуры российской армии. При этом невозможно сказать, насколько соотносятся потенциальная стоимость услуг российской стороны и неполученная Беларусью арендная плата.
Оба российских военных объекта не имеют ударных возможностей и не в состоянии выступить инструментом дестабилизации внутриполитической ситуации в Беларуси по аналогии с Крымом в силу своих характеристик и ограниченного количества персонала. Но при этом и узел связи, и РЛС «Волга» являются стратегическими объектами. В случае начала военной конфронтации России с Западом они станут объектами для атаки.
Российские военные объекты расположены в экономически депрессивных местностях. Они предоставляют рабочие места определенному количеству местных жителей и поддерживают местный бизнес за счет платежеспособного спроса персонала. Альтернативных вариантов занятости и поддержания деловой активности там в настоящее время нет.
Оба объекта — технически сложные комплексы. Их возвращение белорусской стороне ставит вопрос о последующем использовании в народном хозяйстве, так как потребность в них для нужд национальной обороны сомнительна.
Безусловно, иностранное военное присутствие в Беларуси несет потенциальные риски втягивания нашей страны в чужие авантюры. Это усугубляется непредсказуемым и агрессивным характером российской внешней политики.
Все это необходимо учитывать при принятии решения относительно продления сроков нахождения на белорусской территории российских военных объектов.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…