Представитель Всемирной организации здравоохранения в России доктор Мелита Вуйнович рассказала Forbes, что медики знают об инфекции COVID-19, а что по-прежнему остается загадкой, как вести себя людям, чтобы предотвратить заражение?
— Вокруг нового коронавируса ходят слухи — например, о том, что это биологическое оружие, вырвавшееся из-под контроля. Как вы можете это прокомментировать?
— Не могу назвать такие слухи иначе, как глупостями. Для них нет никаких оснований, никто в мире не станет такое создавать. Это природа, и такие вещи в ней периодически повторяются. Ничего принципиально нового здесь нет.
Конечно, когда люди напуганы, они ищут объяснение. Ищут ответ на вопрос «Почему это происходит?». Пациенты часто говорят докторам: «Почему заболел именно я, я же делал все правильно?»
Болезнь — не наказание, это нормальный природный процесс. Но мы должны его контролировать и ограничивать, чтобы жить лучше и защитить как можно больше представителей уязвимых групп населения.
— В чем основные сложности борьбы с глобальной эпидемией?
— В первую очередь, это сложная логистическая задача. Практически военная, потому что речь идет о войне с вирусом. На нее нужно бросить больше больничных площадей, врачей, персонала, оборудования и материалов. Китай вложил в это, я думаю, уже более $50 млрд и смог отреагировать достаточно быстро.
Другой аспект — многие заразившиеся люди не сразу это понимают. Они могут чувствовать усталость, кашлять и сморкаться, но думать, что это обычная простуда. И вот здесь важно не обвинять больных людей в том, что они распространяют болезнь. Это очень неправильный подход, которым грешат многие СМИ. Знаю, они делают это не специально, но это приносит большой вред.
Не люди опасны, а вирус опасен. Людям нужно помогать, делать так, чтобы они не пытались скрывать свою болезнь от себя и других, чтобы они полностью следовали всем предписаниям и рекомендациям служб здравоохранения, даже если они думают, что «со мной этого не может случиться».
Если существует серьезная угроза общественному здоровью, правительство вправе принимать меры, ограничивающие базовые права людей — такие, как право на свободное передвижение. На ограниченное время, с максимальным уважением к человеческому достоинству и личности.
Конечно, на период карантина людям должно быть обеспечено максимально высокое качество жизни — но не ожидайте, что это будет отель Ritz. Ни одна страна не сможет себе такого позволить, нужно быть реалистами.
Конечно, всегда есть люди, которые скажут: «Я не хочу сидеть в карантине две недели! Прошло 12 дней, я чувствую себя нормально, почему вы продолжаете держать меня взаперти?»
Потому что известно, что средний инкубационный период продолжается 14 дней. И нужно два негативных результата теста, с интервалом в 24 часа, чтобы сказать: «Да, у вас нет вируса». Врачам приходится быть строгими, потому что выпустить из карантина носителя вируса значит пустить всю проделанную работу насмарку.
— Уточню по поводу маски. Стоит ли носить ее, если я пока здоров, но боюсь заразиться?
— Нельзя сказать, что маски совсем не защищают здоровых людей. Но если все начинают покупать их себе, масок может не хватить больным и врачам. Поэтому ВОЗ рекомендует носить маску, только если вы заболели.
Другой аспект — надев маску, вы можете подумать, что вы теперь в безопасности. На самом деле, нет — если вы не соблюдаете другие правила, о которых я говорила выше.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…