После тюрьмы у Кокорина новый взгляд на российскую действительность
Первое интервью футболиста после выхода из тюрьмы говорит о том, что теперь у Александра Кокорина, ранее обласканного властями, новый взгляд на российскую действительность.
Пока Госдума была занята обнулением сроков для Владимира Путина, в тренды YouTube рядом с новым расследованием Алексея Навального «Паразиты» пробился выпуск футбольного блога «Красава». Больше миллиона просмотров за сутки, а причина тому — первое развернутое интервью Александра Кокорина. Спустя полгода после выхода из тюрьмы.
В этом видео футболист на своем примере рассуждает о репрессивном характере российских судов и колоний. А еще рассказывает, как приближенные к власти элиты передают его друг другу, как футбольный мяч, после освобождения из тюрьмы. Или, если угодно, как раба — пусть и дорогостоящего. Речь о том, что петербургский «Зенит», которым владеет «Газпром», де-факто заставил игрока перейти в аренду в футбольный клуб «Сочи» Бориса Ротенберга, наложив вето на любой другой трансфер.
Конечно, считать Кокорина бедным и несчастным заложником ситуации не стоит. Бедным он не является по определению. А те пьяные драки, которые предшествовали осуждению его и другого футболиста, Павла Мамаева, говорят сами за себя. Поэтому форвард — противоречивый персонаж. С одной стороны, он, по сути, все тот же мажор, который три месяца в Сочи собирается провести в просторном номере модного отеля с завтраками на блестящем подносе. С другой — у него теперь есть экстраординарный для золотой молодежи опыт: он своими глазами увидел, как работают жернова системы.
Этот опыт тем необычнее, что Александр Кокорин — это настоящий продукт путинской системы в России. Где есть «избранные» и приближенные, на которых льется денежный дождь и которые уверены в своей безнаказанности в любой ситуации, и где есть все остальные.
Ведущие футболисты и спортсмены-чемпионы в ней принадлежат к первой категории. У спорта в России, по Путину, важная социальная миссия. Прежде всего, отвлекать граждан от проблем. Поэтому в большой спорт, особенно в футбол, активно вкладываются госкомпании, делая это несоразмерно соображениям экономической эффективности. «Газпром», который владеет «Зенитом» с 2005 года, здесь на первых ролях.
До определенного момента Кокорин получал миллионы евро и наслаждался жизнью, ходил в футболках с изображением Владимира Путина и ставил на аватарку фото президента РФ. В общем, беззаботно пожинал плоды, которые дарила ему эта несправедливо устроенная система, и исправно платил за это имиджевую дань вождю.
И едва ли мог себе представить, что пьяный «наезд» с кулаками и стульями вдруг покажет ему оборотную сторону путинизма, с которой сталкиваются многие россияне. Суды, в которых не знают, что такое оправдательный приговор и не слушают никаких доводов. Российские СИЗО и тюрьмы, где порой подолгу сидят невиновные. И не просто сидят, а выживают, пытаются не сломаться, а некоторые не выдерживают и прибегают к суициду. Да, кстати, это все — пересказ слов Александра Кокорина.
Для Кокорина этот опыт, вероятно, останется лишь довольно кратким эпизодом, демо-версией столкновения с российской действительностью. Но, по крайней мере, теперь у него, судя по всему, открылись глаза на суть той системы, на которой он зарабатывает. Навальный ты или лояльный — репрессивный механизм однажды может ударить по любому.