Вывести военных на улицы — много ума не надо.

Было бы кого выводить...

На минувшей неделе на совещании, посвященном реагированию на эпидемию Covid-19, Александр Лукашенко вновь высказался против карантинных мероприятий в Беларуси. Мол, лично он готов, но понравятся ли гражданам военные на улицах?

Конечно, военные на улицах и карантин — это не одно и то же. Да, армию можно привлекать к поддержанию карантинных мероприятий. В том числе и в виде смешанных милицейско-армейских патрулей. Но для начала надо позаботиться, чтобы было из кого эти патрули назначать. Военнослужащие и милиционеры, несмотря на то что присягали стойко переносить тяготы и лишения службы, тоже болеют. Причем, как показывает опыт других государств, полицейские, работая с разными категориями населения, подвержены заболеваниям не намного меньше медицинских работников.

Мы знаем, что Нью-Йорк стал одним из эпицентров коронавирусной инфекции в США. На 9 апреля каждый пятый полицейский финансовой столицы США выбыл из строя по болезни. 13 сотрудников департамента полиции города погибли от коронавируса. И это в условиях, когда их централизованно снабжают средствами личной защиты (маски, очки, перчатки, антисептики).

Ничего этого белорусским милиционерам централизованно пока не выдается. Есть проблемы со снабжением даже медицинских служб ведомства необходимым имуществом. Купить за свои деньги тоже проблематично по причине дефицита и масок, и антисептиков.

У армии своя специфика: меньше контактов с населением, но большая скученность личного состава, особенно солдат срочной службы. Да, вводятся превентивные меры. Но профессиональный состав (офицеры, прапорщики, контрактники) живут, как правило, за пределами своих частей. А коронавирус — зараза коварная, распространяется, как пожар.

Между тем армия и милиция будут играть все более важную роль по мере распространения эпидемии. А это наша реальность на ближайший месяц. Тут и логистическая поддержка гражданских властей, и санитарная обработка транспорта и сооружений, и поддержание правопорядка. У нас уже есть случаи побега зараженных граждан из лечебных учреждений. Потому важно сохранить максимальную дееспособность армии и МВД.

Для начала целесообразно вывести воинские части этих ведомств из городов по максимуму в поля с жестким запретом на контакты с гражданским населением, даже членами семьи. Исключение только при выполнении служебных задач по борьбе с эпидемией. Это тяжело морально, но люди должны понимать, что больному может помочь здоровый.

Параллельно необходимо призвать на военные сборы запасников. Но не танкистов или артиллеристов, а тех специалистов, которые могут потребоваться для поддержки гражданских властей во время эпидемии (водители, РХБЗ, инженеры, резерв внутренних войск). Причем через обязательный двухнедельный карантин и максимально широкое тестирование запасников на вирус.

Основная тяжесть ляжет на плечи простых милиционеров, которым придется и с преступностью бороться, и врачам помогать. И это в условиях массового сокращения числа коллег из-за болезни. Поэтому патрульные функции должны выполнять внутренние войска, пополненные призванными на сборы. Ограниченно им могут помогать военные, та же, к примеру, военная автоинспекция.

Естественно, необходимо централизованное снабжение армии и МВД средствами защиты. И постоянное тестирование максимально возможного числа военных и милиционеров. Вряд ли это можно обеспечить на 100%. Поэтому важны и ограничение контактов с населением, и организационные мероприятия.

Стоит разбить работу ОВД на две смены, чтобы уменьшить численность личного состава в служебных помещениях. И организовать постоянную влажную уборку в режиме нон-стоп. Тем более, что рабочей силы в распоряжении МВД в виде тех же «суточников» — с избытком. Необходимо разрешить милиционерам выполнять бумажную работу вне РОВД.

На время эпидемии не подчиненные должны идти к начальникам на утверждение документов в РОВД, создавая там столпотворение, а начальники должны объезжать отделения и опорные пункты и на месте утверждать все необходимые документы. В этом случае можно ограничиться постоянным тестированием руководства территориальных ОВД.

В теории можно призвать к переходу на электронный документооборот на местах. Но пока корпоративная культура этого не позволяет: разреши нашим людям вносить в базу сведения без предварительной проверки подтверждающих документов, они такого навносят, что, как говорил один киногерой, «сядут все».

Ну, а пока же все идет к тому, что наш главный любитель парадов мундиров «под маршал» рискует остаться главнокомандующим без армии и полиции. Коронавирус, знаете ли…

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Фото Onliner.by использовано в иллюстративных целях

Читайте также:

Силовикам и ВПК дадут по принципу «на поддержание штанов»

Пекин нервничает не только от COVID-19

Похоронный звон по Союзному государству?

Коронавирус: смотрим на Европу и учимся

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023