Categories: Диагноз

Неожиданный старт

«І жук і жаба» — хоць не вер! Да «трона» валачэцца. Якія выбары цяпер, Такія й вылучэнцы Алесь Няўвесь

Старт кампании президентских выборов, назначенных на 9 августа 2020 года, оказался бурным. Сам выбор даты голосования вытекает из той стратегии, которая была взята на вооружение политическим руководством Беларуси.

Прежде всего, сбор необходимых по закону 100 тысяч подписей избирателей будет проходить в течение месяца, с 21 мая по 19 июня. То есть как раз в момент, когда пандемия коронавируса достигнет своего пика. Люди будут неохотно открывать двери сборщикам подписей, потому что многие находятся на самоизоляции. На это и рассчитывают власти, стремясь искусственно создать препятствия для всех оппонентов А. Лукашенко.

Выбрав дату голосования 9 августа, власти показывают, что явка избирателей им мало интересна. Последний месяц лета — это «мертвый сезон». В августе все страны откроются для туристов и отдыхающих после долгой пандемии. И огромное количество белорусов устремится за границу на отдых. Раньше эти поездки к теплому морю растягивались на весь сезон, начиная с мая. Теперь все сконцентрируется на августе. Не будет и студентов в общежитиях. Иначе говоря, белорусские власти научились проводить выборы без избирателей.

Указанные обстоятельства давали возможность предполагать, что это будут самые неинтересные президентские выборы в истории Беларуси. Тем более что большая часть оппозиции подошла к ним в разобранном состоянии, проект «праймериз» провалился. В оппозиционной среде идея бойкота становилась доминирующей.

Однако неожиданно все оказалось с точностью до наоборот. Заявление на регистрацию инициативных групп подало 55 потенциальных кандидатов. Это рекордное число за всю историю проведения президентских выборов в стране. Прежний рекорд был зафиксирован в 2001 году, когда было подано 26 заявлений. Нужно отметить, что из 55 претендентов 20 — это представители команды Н. Статкевича, так называемые «кандидаты протеста». Они не собирались реально участвовать в выборах, собирать подписи, а намеревались только использовать кампанию для разоблачения действующей власти.

Но самой главной неожиданностью этих выборов стало появление среди претендентов представителей правящей номенклатуры. Это бывший заместитель министра иностранных дел, экс-директор Парка высоких технологий Валерий Цепкало и бывший председатель правления «Белгазпромбанка» (дочки российского «Газпромбанка») Виктор Бабарико.

Впервые с 2006 года, со времен Александра Козулина, представители правящей элиты осмелились принять участие в избирательной кампании. Целых полтора десятилетия политическое поле было выжжено из огнемета. И вот теперь на нем появились сразу два номенклатурных тяжеловеса. И это является важным общественным симптомом, свидетельствующим о том, что не только общество, но и часть правящей элиты устали от А. Лукашенко. Моральный износ системы стал настолько очевидным, что отдельные чиновники перестали бояться. Им показалось, что появилась «свободная касса».

В чем преимущество этих кандидатов? Они могут претендовать на роль альтернативы А. Лукашенко, собрать голоса протестного электората. Общество не видит лидеров оппозиции в таком качестве. В. Цепкало и В. Бабарико имеют управленческий опыт, которого нет у оппозиционных кандидатов. У них есть «история успеха». Например, Валерий Цепкало создал с нуля Парк высоких технологий, который стал лидером самого динамичного и, пожалуй, единственного эффективного сектора белорусской экономики.

Особенно впечатлил феномен поддержки В. Бабарико в социальных сетях. Он обратился к пользователям с предложением присоединиться к его инициативной группе. За несколько дней набралось 10 тысяч человек. Виктор Бабарико становится кандидатом надежды для большого количества недовольных в стране.

В процессе регистрации инициативных групп Центральная избирательная комиссия во главе с Лидией Ермошиной отклонила больше десяти заявлений. Дескать, обнаружены нарушения.

В регистрации было отказано известному блогеру Сергею Тихоновскому, который собирал в ходе поездок по регионам толпы людей. Также не были зарегистрированы сторонники Статкевича.

Отказ от регистрации инициативных групп команды Статкевича и Тихоновского показывает, что власти в начале кампании отсекают радикальную часть участников избирательного процесса. Их делегитимизируют, выталкивают за пределы правового поля, ограничивают возможность легально общаться с населением. Отсюда следует, что главное, чего боятся власти, — это уличного протеста, Майдана. Улица нарушает сценарий властей. Поэтому Сергей Тихоновский за несколько дней до объявления даты выборов был заключен в тюрьму, чтобы он не смог персонально подать заявление в качестве претендента на пост президента.

Сейчас важно обратить внимание на численность команд претендентов, которые будут собирать подписи. Опыт президентских кампаний 2001-го и 2006 годов свидетельствует, что только инициативные группы, насчитывающие свыше 3 тысяч членов, собрали 100 тысяч подписей. Президентскую кампанию 2010-го и 2015 годов не будем принимать во внимание, поскольку они не очень репрезентативны. Есть большое подозрение, что тогда по политическим причинам власти регистрировали кандидатов, не собравших необходимые 100 тысяч подписей. Принимая во внимание пандемию, необходимо добавить к 3 тысячам еще примерно 500 человек.

Так вот, если исходить из указанных критериев, то из той информации, которая имеется на момент написания статьи, рубеж в 3,5 тысячи преодолели три кандидата: Александр Лукашенко (11 тысяч человек), Виктор Бабарико (9,5 тысячи), лидер ЛДПБ Олег Гайдукевич (4 тысячи человек). Можно еще обратить внимание на лидера «Говори правду» Андрея Дмитриева, собравшего инициативную группу в количестве 2500 человек. Все остальные претенденты, судя по всему, «пролетают».

И здесь немного удивил Валерий Цепкало. Его группа в составе 555 человек — это несерьезно.

С другой стороны, можно говорить о феномене Виктора Бабарико. Такой многочисленной инициативной группы прежде не было ни у одного оппонента А. Лукашенко.

В 2001 году за единого кандидата от оппозиции Владимира Гончарика собирали подписи свыше 4 тысяч человек. В 2006 году инициативная группа Александра Милинкевича насчитывала 5135 членов, Александра Козулина — 3347 человек. В 2010 году в команду на тот момент лидера «Говори правду» Владимира Некляева входило 3217 человек.

И еще одна цифра, характеризующая условия проведения избирательной кампании. За неделю с момента объявления выборов более 50 человек были арестованы за участие в несанкционированных митингах, 20 были оштрафованы. Среди них журналисты и правозащитники.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Мы за ценой не постоим

Чумной барак

Дело рук самих утопающих

Следите за руками

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023