TOP

Благовест перемен

Зло, которое долгое время терпели как неизбежное, становится невыносимым при одной только мысли, что его можно избежать. Алексис де Токвиль Несмотря на продолжающуюся пандемию, избирательная кампания в Беларуси стартовала достаточно активно.

Закончился этап регистрации инициативных групп. Из 55 поданных заявлений Центральной избирательной комиссией (ЦИК) были зарегистрированы только 15. Заявки 40 групп отклонены. Это еще один рекорд нынешней избирательной кампании.

15 претендентов на президентский пост, которым предоставлена возможность собирать подписи избирателей, — это условная норма белорусской избирательной кампании. В среднем где-то такое количество было и на всех предыдущих выборах.

Еще одной нормой белорусского избирательного процесса является жесткое управление властями всей кампанией с помощью ЦИК. Возможно, впервые это происходит так очевидно в самом начале выборов. Отсеивая неугодных кандидатов, отказываясь регистрировать не понравившиеся властям инициативные группы, ЦИК руководствуется не законом, а политической целесообразностью. Вернее сказать, очень своеобразно трактуя закон.

На этом начальном этапе сценарий власти вполне понятен. Радикальная часть противников режима (команды Сергея Тихановского и Николая Статкевича) была стразу отсечена. Их инициативные группы не зарегистрированы. Таким образом, власти показали, что главную опасность они видят в уличных протестах. А всем остальным была предоставлена возможность собирать подписи.

Впервые после выборов 2006 года фаворит кампании среди противников нынешнего лидера был определен в самом начале. Это Виктор Бабарико. Кажется, это стало неожиданностью для всех.

Накануне было много спекуляций на тему, будет ли зарегистрирован Виктор Бабарико и другие видные участники избирательной кампании. Думаю, у властей был такой соблазн. Не зарегистрировав группы основных претендентов, сбив их полет на старте, А. Лукашенко избавился бы одним махом от проблем, которые могут возникнуть на следующем этапе кампании. И если бы это произошло, то в принципе можно было бы сказать, что выборы закончились, даже не начавшись.

Но это не произошло. Если вынести за скобки скандального блогера Сергея Тихановского, то все основные оппоненты А. Лукашенко были зарегистрированы. Почему?

Думаю, логика такого решения состоит в следующем. Прежде всего, нерегистрация кандидата, который в самом начале набрал большую популярность (В. Бабарико), была бы воспринята массовым сознанием как большая несправедливость. Ибо именно идеей справедливости, а не, например, приверженностью закону руководствуется население в странах с недостаточно развитым политическим сознанием.

Еще один важный момент. На протяжении многих лет, начиная с первых президентских выборов, А. Лукашенко успешно презентует образ Победителя. Он побеждал реальных и сильных, а не искусственных противников. И на этом базировалась его легитимность, в том числе в массовом сознании. В 1994 году А. Лукашенко победил таких влиятельных оппонентов, как Вячеслав Кебич, Зенон Позняк, Станислав Шушкевич. В 2001 году он одержал победу над единым кандидатом от оппозиции Владимиром Гончариком. В 2006 году — также над единым кандидатом Александром Милинкевичем и одновременно «морским пехотинцем» Александром Козулиным. В 2010 году А. Лукашенко победил целую команду кандидатов (в том числе Владимира Некляева и Андрея Санникова), чьи сторонники даже организовали массовые протесты в Минске.

И если бы сейчас не был зарегистрирован набравший в короткое время популярность Виктор Бабарико, то образ А. Лукашенко как Победителя был бы разрушен. Ибо кого побеждать? Не дежурного же кандидата О. Гайдукевича.

Иначе говоря, если бы В. Бабарико сейчас не зарегистрировали, то А. Лукашенко предстал бы в образе Слабака, который испугался серьезного противника. Обыватель сказал бы, дескать, Батька уже не тот, совсем сдулся. Таким же образом этот шаг расценивался бы и среди правящей номенклатуры. Да и внешние субъекты, прежде всего Россия, также решили бы, что политический вес белорусского лидера уменьшился.

По этой причине А. Лукашенко не хочет создавать впечатление, что его власть основывается на одной голой силе. Другое дело, что, дав возможность участвовать в выборах сильному конкуренту, А. Лукашенко создал себе проблему, которую придется решать на следующих этапах избирательной кампании. И хорошего решения у него нет.

Теперь, когда стартовый состав участников кампании определен, можно делать прогнозы. Пока очевидно, что Александр Лукашенко и Олег Гайдукевич являются железными претендентами на следующий этап кампании. Ну и Виктор Бабарико, которому удалось собрать инициативную группу в количестве более чем 9 тысяч человек. А вот возможность собрать 100 тысяч подписей у всех остальных претендентов под большим вопросом.

Что касается дальнейшей тактики власти, думаю, пока она четко не сформулирована. Ибо первоначальный сценарий, замысел провести тихие, спокойные, технические выборы уже поломался, пошел прахом. Процесс разворачивается в неконтролируемом режиме. И властям придется тушить очаги политического пожара по мере его возгорания.

Первые дни кампании показали, что градус недовольства в обществе высокий. А протестная среда, как известно, электропроводна.

О большом потенциале протеста, накопленном в обществе, свидетельствует митинг около столичного рынка Комаровка. Там собрались сотни сторонников блогера Сергея Тихановского и Миколы Статкевича.

Можно предположить, что культовый белорусский вопрос «Кто, если не он?», в ходе этой кампании переформулируется. И в новом виде он может зазвучать так: «Кто угодно, только не он».

Если возвращаться к Виктору Бабарико, то он быстро набирает рейтинг, о чем свидетельствуют онлайн голосования в некоторых СМИ. Кандидат презентует себя как эффективный менеджер и пытается конвертировать популярность в социальных сетях в подписи избирателей, в голоса на выборах, в массовую поддержку за пределами интернета. Он апеллирует к обывателю, а не к политизированной публике. Поэтому его риторика не радикальная, очень осторожная, умеренная.

Кстати, я не совсем согласен с распространенным мнением, будто он не отвечает на вопрос, что собирается делать, если результаты голосования будут сфальсифицированы. Кандидат дает ответ в своих интервью журналистам. В переводе на простой язык это звучит примерно так: если он получит убедительное большинство голосов избирателей, то вся система фальсификаций А. Лукашенко поломается.

Можно, конечно, сомневаться в обоснованности такой надежды. Но в истории президентских выборов в Беларуси никогда не было ситуации, когда оппонент Лукашенко одержал бы электоральную победу на выборах, набрав больше голосов, чем действующий президент. И на этот раз можно провести эксперимент, тестируя на прочность существующий режим.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Неожиданный старт

Мы за ценой не постоим

Чумной барак

Дело рук самих утопающих

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.