«Хочу написать заключенному!»
Колония, тюрьма — это то место, где не каждый, кто там сидит, виноват. Люди часто сталкиваются с неоправданной жестокостью наказания. Поэтому поддержка с воли им очень нужна, они должны знать, что их ждут на свободе. Правозащитный центр «Весна» и его волонтерская служба время от времени проводят акции «Подпиши открытку политзаключенному». Но перед людьми тут же возникают вопросы: «А как писать, о чем писать?»
Рассказывает Яна Гончарова, координатор проекта «РосУзник» и правозащитница «Human Constanta».
— Чаще всего с несправедливостью в местах лишения свободы сталкиваются политзаключенные. Это люди, которых лишили свободы исключительно из-за их политических, религиозных или иных убеждений. Политзаключенные сидят за то, что боролись за свои идеалы и ценности. В местах лишения свободы на них всегда оказывается давление.
Писать письма — одна из самых важных и одновременно простых вещей, которую может сделать обычный человек для помощи другому. Нужно понимать, что жизнь у заключенных проходит в четырех стенах. Единственный способ развлечения — книги и письма. Из последних политзаключенные могут узнать новости. Они понимают, что за стенами что-то происходит, мир не ограничивается их камерой. Жизнь идет, и они пытаются себя как-то с ней соотнести. Главное, что при этом у них есть понимание, что после освобождения они могут в нее влиться.
Письма для политзаключенных особенно важны. Там, за колючей проволокой на них идет постоянное моральное и психологическое давление: «Ты не прав, про тебя все забыли, ты никому не нужен». Это может подавлять людей. И поэтому письма в такой ситуации очень помогают. Это такой акт солидарности и поддержки. По сути, единственный способ донести до них, что мы поддерживаем их, верим в то, что они делали и делают.
О чем писать?
Рецепт тут достаточно прост. Когда вы встречаетесь с каким-то человеком, вы же о чем-то разговариваете с ним? Поздоровайтесь, представьтесь, расскажите, чем вы занимаетесь. Расскажите заключенному, почему решили написать ему письмо. Например, прочитали статью о нем, подумали, что нужна какая-то поддержка, или, в конце концов, прочитали книгу и решили кому-то рассказать о ней. Только не надо писать что-то вроде: «Я долго собирался с мыслями написать это письмо…» Представьте, каково читать это человеку, который находится в местах лишения свободы. Не надо писать и ради «галочки»: «Трымайся, змагайся, мы з табой!» Это раздражает.
Пишите обычные письма. Не грустные, не смазливые. Да, это печально, что так сложились обстоятельства, но никто же не умирает… Даже и в такой ситуации не нужно писать, как все плохо, — это не поддерживает.
Главное, написать первое письмо, дальше переписка завяжется. Кстати, в России есть замечательный проект «Сказки для политзаключенных». Можно распечатать такую сказку на две-три страницы. Однако в Беларуси их не всегда пропускают, считая художественными произведениями.
С недавнего времени письмо или открытку заключенному можно отправить, не отходя от компьютера или даже телефона. В IT-стране запустили сервис письмо.бел. под лозунгом «Сохраняем социальные связи». Особенность этого проекта в том, что с помощью его можно отправить письма только людям, которые находятся в местах лишения свободы. В отличие от России, к этой системе подключены все колонии и тюрьмы Беларуси.
Все письма, это надо помнить, обязательно читает цензор. Он на свое усмотрение может что-то пропустить, может что-то вычеркнуть, а может вообще письмо целиком не пропустить.
Цензура, к сожалению, не работает по каким-то определенным критериям и правилам. Здесь все очень индивидуально. Однако действует специальное постановление МВД № 174 от 20 октября 2000 года, где в пункте 139 сказано, что переписка осужденных подвергается цензуре. Письма осужденных и письма, поступившие на их имя, выполненные тайнописью, шифром, с применением других условностей или жаргона, а также носящие циничный характер, направленные на причинение вреда охраняемым законом правам государственных органов, общественных объединений и отдельных граждан, либо содержащие сведения, составляющие государственную, служебную тайну, адресату не направляются и осужденному не выдаются. Об этом объявляется осужденному, после чего такая корреспонденция уничтожается.