Ярослав Романчук: Кому хорошо сейчас жить?

Руководителя центра Мизеса Ярослава Романчука знают как одного из самых либеральных белорусских экономистов. На мой взгляд, в будущем власть вряд ли захочет слушать то, что он говорит сейчас.

— Четверть века назад юрист и журналист Юрий Топорашев сказал относительно новой власти: «Зря вы смеетесь. Посмотрим, что будет, когда они обрастут собственностью». Насколько он оказался прав?

— Монетизация политической власти происходит по-разному. Можно это сделать, как в лихие 90-е в России или в Украине. За гроши, за государственные кредиты «канализировали» нужным людям огромные куски собственности. За откаты, за доли в бизнесе, за гарантированный спрос и условия работы на рынке…

В Беларуси же формально самые ценные активы по-прежнему находятся в государственной собственности. У нас была принята другая модель обогащения и монетизации политического, номенклатурного и правоохранительного капитала. Она условно называется «зарабатывать на потоках». Это когда политики создают схемы для обогащения нужных людей. Они в ручном режиме регулируют конкуренцию, организуют вход на рынок, распределяют бюджетные ресурсы, решают, кто их осваивает, утверждают государственные программы, определяют правила размещения госзаказа — делают все, чтобы деньги налогоплательщиков проходили по нужным каналам, контролировались своими людьми. Формально все это делается в рамках государственной собственности. В результате ежегодная рента, в том числе коррупционная, оседает в карманах VIP-распорядителей и потребителей чужого. Это, по самым скромным оценкам, примерно 20 — 25% в год.

Считаем вместе. ВВП Беларуси в 2019 году составил 63,2 млрд долларов при бюджете органов госуправления 26,3 млрд, государственных инвестициях — 8 млрд, объеме госзаказа — 7 млрд. Получается, что ежегодно номенклатурно-силовые начальники делят между собой 10 — 13 млрд долларов. Если взять последние 20 лет, то бенефициары белорусского схематоза вместе получили около 60 — 80 млрд долларов.

Как эти ресурсы делят, кто, сколько и в какой форме получает — это другой вопрос. Но то, что в Беларуси создана отлаженная номенклатурно-силовая машина получения прибыли на государственных ресурсах и потоках, нет сомнений. Причем эта схема для ее бенефициаров даже лучше, чем приватизация. Если случится провал и банкротство, то долги и убытки национализируются, то есть перекладываются на плечи налогоплательщиков. При этом свой кусок бюджетно-государственного пирога VIP-распорядители чужого получат по любому. При получении прибыли их доля соответственно увеличивается еще больше.

— На твой взгляд, почему новая власть очень быстро вернула к кормушке всех, кого обещала пересажать?

— Нет, не всех. Далеко не всех. Кто сейчас помнит про Александра Пупейко, который в первой половине 90-х был очень видной фигурой в номенклатурно-коммерческих кругах? Логика власти такова. Она формирует некий пул управляющих активами и ресурсами, встраивает их в определенные цепочки получения номенклатурно-силовой ренты и определенное время позволяет им богатеть. Процесс примерно похож на откорм крупнорогатого скота. По мере накопления условного жира, приобретения некой самостоятельности или наглости бизнесменами или представителями VIP-номенклатурных кланов их выкидывают из обоймы.

Опять же, кто сейчас вспомнит Леонида Синицина, Ивана Титенкова или Галину Журавкову? Очень скоро все забудут Юрия Чижа, который многие годы был непотопляемым. Ротация менеджеров, управляющих ближнего круга — это логика системы управления ЗАО «Беларусь» во главе с неизменным лидером. В эту ротацию даже иностранцы попадают. Так что свято место возле бюджетной кормушки гарантировано только очень узкому кругу лиц, этакий семейный междусобойчик, который часто представлен не только формальными холдингами, концернами, министерствами или исполкомами. Например, есть такая интересная структура, как The One Chapter Belarus (номер отделения 8558). Формально это всего лишь официальное отделение международного сообщества владельцев мотоциклов HARLEY-DAVIDSON. Члены этой организации входят в группу очень влиятельных особ белорусской системы распределения и освоения ресурсов. Не менее, а, может, даже более значимым является президентский спортивный клуб. Широкой общественности не известны имена их членов, а также их дела и механизмы лоббирования.

— Кому хорошо жить в соседней стране, мы знаем еще со времен поэта Некрасова. А кому хорошо сейчас жить в Беларуси?

— В Беларуси хорошо живут VIP-распорядители и потребители чужого.

Белорусская система распределения и освоения ресурсов — это тысячи дисижнмейкеров, которые работают в рамках пирамиды политической и экономической власти. В Беларуси примерно 0,1% населения живет очень хорошо. Таковых около десяти тысяч человек.

Примерно 2% населения (190 тысяч) живут с солидной материальной подушкой. Сюда входят начальники номенклатурных, силовых, финансовых и ресурсных структур и организаций. Они — прямые стейкхолдеры существующей системы ЗАО «Беларусь». Они категорически против изменения модели, системы управления государством и активами, а также против расширения политической конкуренции и гражданского контроля.

Еще около 3% населения (280 тысяч) имеют достаточно высокий уровень доходов, материального обеспечения. Из этого пула идет кадровое пополнение для высших уровней системы.

— С точки зрения экономиста: почему власть так рано и жестко начала лютовать на этих выборах?

—Таково ее представление об управлении рисками. Представьте себе. Стейкхолдеры (2% населения) более четверти века создавали эту машину, плели сети схематоза. И тут появляется какой-то «народец». Требует какого-то голоса и права быть услышанным. Для них появляется риск отстранения от потоков или существенного усложнения доступа к ним. Им есть что терять. Как и 3% тех, кто этот самый «золотой процент» белорусской номенклатурно-силовой системы поддерживает и обслуживает. Они получают информацию, которая недоступна широкой публике. Они видят резкое обострение проблем в экономике и социалке. Они видят, как провалился фактор «Кремль». Они наблюдают, что за последние десять лет в стране появилось молодое поколение, которое не помнит Плошчы-2010, тем более Плошчы-2006. Вот эти хранители модели решили ударить на опережение. Издержки такого поведения, безусловно, есть, но, с их точки зрения, они гораздо ниже, чем разрушение всего схематоза. Особенно, если представить себе, что шестая пятилетка может стать временем централизованного распределения титулов собственности за большой объем государственных активов. Вот поэтому, очевидно, власти и решили нейтрализовать потенциальные угрозы для себя любимых на дальних подступах. Как говорят, ничего личного, только бизнес.

— Что ждет белорусскую экономику с учетом коронавируса?

— Многое зависит от количества и концентрации ошибок власти до 9 августа. Самый плохой сценарий — это когда А. Лукашенко заставит Нацбанк финансово поддержать хиреющие государственные предприятия, сохранить хотя бы до конца лета иллюзию роста зарплат и пенсий. Товарный экспорт Беларуси может обвалиться в этом году на 20%, ВВП — на 5—8%, в долларовом выражении потерять 8—10 млрд. С учетом инвестиционного голода и последствий блокировки экономической активности коронавирусом, с учетом легко прогнозируемого дна в отношениях с Россией рубль легко может улететь за соотношение 3/1 к доллару, инфляция — пробить 10—13%, а зона банкротства расшириться до трети всех предприятий. Де-факто без работы может остаться более 700 тысяч человек. Вот такое «спасение» ждет нашу страну до конца 2020 года.

Самое грустное, что это будут цветочки, потому что 2021 год будет гораздо сложнее. Долговая яма, неплатежи, зажимание поясов у потребителей, токсичность государственных инвестиционных программ — в общем, вместо лаврового венка победы белорусским властям нужно будет надевать терновый венец мучеников. По привычке те самые 2% попытаются нацепить его на головы рядовых белорусов.

Александр Томкович

Читайте также:

Александр Соснов: Пока чарка и шкварка рулят, шариковы и швондеры будут в чести

Василий Шлындиков: «Всех нас ждет обеднение»

Виктор Бабарико: Кто за мной стоит? Отвечаю…

Олегу Хаменко к изоляции не привыкать

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023