Categories: Диагноз

Белорусская революция

Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые. Федор Тютчев

Итак, народная революция, о которой четверть столетия мечтали лучшие сыны белорусского народа, развивается на наших глазах. Ее, конечно, еще можно потопить в крови, но вычеркнуть из истории уже невозможно.

Первоначальная тактика властей состояла в том, чтобы задушить протест со звериной жестокостью и тем самым подавить волю народа к сопротивлению. Сотрудники МВД вели себя как оккупационная армия в чужой стране, население которой не жалко.

Такой расчет не был совсем глупым. В прежние времена подобный метод работал. Напомню, что после жестокого разгона на Площади Независимости 19 декабря 2010 года, задержания более 1 тысячи человек, на следующий день на улицы вышла только небольшая группа людей. И в ходе нынешней избирательной кампании силовой разгон акций протеста после ареста и нерегистрации Виктора Бабарико дал результат. Люди на следующий день не вышли.

Но сейчас власти получили обратный эффект. Садистская жестокость на улицах и в местах заключения шокировала Беларусь. Болевой порог, который может выдержать общество, был превышен. Возмущаться стали даже сторонники Лукашенко. Протест заявили прежде лояльные власти структуры типа церквей, организаций бизнеса и прочее. Также митинги и угрозы забастовок на госпредприятиях стали сильным фактором давления. Ибо трудовые коллективы являются системообразующими институтами белорусской социальной модели, важным инструментом контроля за обществом. А теперь и они стали выступать с протестами.

И власти были вынуждены отступить. Прекратилось силовое подавление уличных акций, пошел процесс освобождения задержанных милицией граждан. Это была первая маленькая победа общества, что повлекло за собой психологический перелом в стране и определенную деморализацию государственного аппарата и силовых структур.

Не сработал и другой ход властей: вытеснение в Литву Светланы Тихановской. Если фактический победитель выборов находится в стране, это опасно для режима. Ее публичные претензии на пост президента могли создать психологическую ситуацию двоевластия. А за границей она менее опасна. Тем более, что С. Тихановская была символом протеста. А теперь, когда символ оказался за границей, это должно было, по логике властей, обрушить волну протеста. Однако такие расчеты не оправдались.

Но, несмотря на массовые протесты по всей стране, А. Лукашенко не собирается идти на компромиссы по вопросу о выборах. Он не только не намерен вступать в диалог с протестующим народом, А. Лукашенко не признает сам факт его существования. По его мнению, люди, выходящие на улицу, — это «провокаторы», «овечки», «пьяные», «обкуренные», «наркоманы».

На самом деле, А. Лукашенко понимает всю опасность ситуации для него. Поэтому кинулся в Министерство обороны призвать на помощь армию.

В воскресенье 16 августа в Минске была конкуренция митингов. Власти наконец впервые с начала избирательной кампании решили имитировать публичную поддержку народа. На автобусах и поездах свезли в Минск работников госучреждений и бюджетных организаций. Собралось около 30 тысяч. Тем самым были продемонстрированы мобилизационные возможности режима. Это была попытка показать обществу, номенклатуре, госаппарату, что у А. Лукашенко есть поддержка народа.

Может, имитация и сошла бы за реальность, если бы в этот же день противники режима не собрали в Минске митинг численностью не меньше 200 тысяч, а в целом по стране — около 500 тысяч. И это стало кульминацией белорусского уличного протеста и яркой демонстрацией соотношения сил. Беларусь не принимает А. Лукашенко и его режим.

И самое знаменательное, что демонстрирует отчаянное положение А. Лукашенко, это обращение к В. Путину за помощью. Два раза в течение двух дней он звонил российскому президенту. После чего заявил: «И мы с ним договорились: при первом же нашем запросе будет оказана всесторонняя помощь по обеспечению безопасности Республики Беларусь». Иначе говоря, спаси меня от народа.

На протяжении всей избирательной кампании А. Лукашенко обвинял Россию во вмешательстве во внутренние дела Беларуси. И апогеем этого пропагандистского конструкта стал арест 33 сотрудников российской военной компании Вагнера. Президент объявлял себя главным защитником суверенитета Беларуси, на который якобы покушается коварная Россия.

Сейчас А. Лукашенко на ходу переобувается в воздухе и совершает геополитический разворот. Он обвинил Запад в организации «цветной революции» в Беларуси и заявляет о военной угрозе с западной стороны.

Теперь уже А. Лукашенко не до защиты независимости Беларуси. Ради спасения своей власти он готов пожертвовать суверенитетом государства.

Насколько вероятен сценарий силового вмешательства России в белорусский конфликт?

Прежде всего, странно призывать на помощь РФ, если А. Лукашенко пока не задействовал в подавлении народного протеста собственный силовой потенциал.

Затем, если Москва действительно решит ввести свои военные подразделения в Беларусь, то почему А. Лукашенко думает, что В. Путин будет спасать его? Вероятнее всего, при таком развитии событий его вывезут в Ростов и поселят по соседству с Виктором Януковичем.

Действительно, В. Путин встает перед нелегкой дилеммой. С одной стороны, победа «цветной революции» в Беларуси — это очень плохой пример для России. Это болезненный психологический удар по самому президенту России, который только что законодательно оформил себе возможность вечного правления по белорусскому образцу.

С другой стороны, вмешавшись в белорусский конфликт на стороне А. Лукашенко, Россия может потерять белорусский народ, который сейчас лояльно относится к РФ. Плюс это выльется для Москвы в острый конфликт с Западом, большими экономическими издержками. Тем более что никто в Беларуси не ставит вопрос о разрыве отношений с РФ.

На утро понедельника в стране сложилось равновесие сил. Народ не может пока принудить А. Лукашенко к отставке. А он, опираясь на государственный аппарат, силовые структуры, категорически отказывается уходить. Уже несколько раз повторил, что пока живой, власть не отдаст.

А это означает, что компромисс, диалог невозможен. Белорусский конфликт может быть разрешен только в результате победы одной из сторон.

Главным фактором, влияющим на дальнейшее развитие событий, становятся трудовые коллективы крупнейших предприятий, объявивших забастовку. В бой на стороне народа вступила тяжелая артиллерия.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

«Травмированная Беларусь»

Под музыку Вагнера

Чего испугались власти

Слабость грубой силы

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023