Михаил Пастухов: Почему я не верю итогам выборов
10 августа Центризбирком объявил предварительные итоги голосования на президентских выборах. Согласно им, Александр Лукашенко получил 80,08%, Светлана Тихановская — 10,09%, остальные — в пределах 1,15 — 1,68%. Можно ли с такими цифрами согласиться?
Как я голосовал
Давно я не ходил на выборы, понимая их фиктивность и заранее определенный результат. Но на этот раз вся страна пробудилась. Надежду на перемены дала Светлана Тихановская, которая мобилизовала многих избирателей на участие в выборах.
Я пришел на избирательный участок после 12 часов. У дверей школы №177, что в Уручье, уже выстроилась очередь. Пропускали по четыре человека. Комиссия размещалась в небольшом проеме возле лестницы на второй этаж. Все скучено и все на виду. Слева плотно сидели наблюдатели. Рядом — столы, где выдавали бюллетени. Буквально в двух шагах — кабинки для голосования без шторок. На небольшом столике можно было разложить бюллетень и поставить «птичку» за кандидата.
После отметки за Тихановскую я сфотографировал бюллетень с двух сторон. Никто из членов комиссии замечания мне не сделал. Сложил бюллетень несколько раз, опустил в урну и покинул помещение.
Я не стал дожидаться итогового протокола избирательной комиссии, зная практику подсчета голосов. Как мне сообщили потом избиратели, этот протокол так и не вывесили.
В чем мои сомнения?
Ход голосования, озвучиваемый главой Центризбиркома Лидией Ермошиной, поражал воображение. Уже на 10 часов явка избирателей составила 45,55%, на 12 часов —54%, на 14 часов — 65%, на 18 часов — 79%. Это при том, что многие сторонники Тихановской шли голосовать ближе к закрытию участков.
По данным Центризбиркома, на нынешних выборах был побит рекорд по участию в досрочном голосовании — 41,7% (на президентских выборах в октябре 2015 года было 36,05%). Причем в Гомельской и Могилевской областях А.Лукашенко «победил» уже на этапе досрочного голосования. Как считают независимые наблюдатели, эти цифры сильно преувеличены. С учетом высокой явки избирателей в основной день голосования на некоторых избирательных участках не хватило бюллетеней, а цифра проголосовавших должна была превысить 100%.
Сомнения вызывает сам калейдоскоп цифр на избирательных участках. Так, наблюдатели передали мне копии протоколов на избирательных участках №70 и №71 Фрунзенского района Минска, которые располагались в одной школе. На участке №70 за Лукашенко указана цифра 255, за Тихановскую— 1989, а на участке №71 — за Лукашенко — 719, за Тихановскую —86. Чем можно объяснить такую разбежку в симпатиях избирателей, проживающих в соседних домах? Мне представляется, что дело здесь не столько в симпатиях или антипатиях, а в подходе членов избирательных комиссий к заполнению протоколов. Как говорила в свое время Ермошина, цитируя Сталина, не важно, как голосуют, важно — как считают.
В интернете имеется немало иных примеров, когда цифры в протоколах об итогах голосования не укладываются в рамки математических закономерностей, которые должны отражать устойчивое отношение электората к кандидатам в президенты. Лишь в некоторых случаях в протоколах отражается правда о волеизъявлении граждан. Например, в Молодечно на одном из участков было официально объявлено о победе Тихановской. Эта правда стоила должности директору школы, который был председателем комиссии. Во всяком случае, он написал заявление об увольнении.
Почему не признают выборы?
С. Тихановская не признала итоги президентских выборов. По информации представителей ее штаба, она победила на большинстве участков в основной день голосования. 11 августа она предоставила жалобу о несогласии с итогами выборов в Центризбирком. Однако там ее задержали и удерживали около трех часов неустановленные лица. В результате появилось видеообращение, в котором Тихановская заявила о своем решении покинуть Беларусь. Позже вышло еще одно видеообращение, где она призывала граждан страны соблюдать закон и не выходить с протестами. Стало известно, что Тихановская выехала в Литву.
Другие кандидаты в президенты — Андрей Дмитриев, Сергей Черечень и Анна Канопацкая— также подали жалобы в Центризбирком и потребовали пересчета голосов избирателей.
Как известно, на площади и улицы городов страны вышло много несогласных с итогами выборов, в том числе молодежи. Для разгона людей власти задействовали всю мощь силовых структур без всяких ограничений. Кроме произвольных задержаний, использовались дубинки, слезоточивый газ, шумовые гранаты, резиновые пули. Пролилось немало крови, имеются человеческие жертвы.
11 августа представители оппозиционных партий и организаций выступили с заявлением, в котором не признали объявленные Центризбиркомом итоги голосования и призвали действующего главу государства прекратить насилие в отношении мирных граждан. Они также призвали освободить всех задержанных, прекратить уголовные дела, связанные с участием граждан в массовых мероприятиях, освободить политзаключенных. Заявление подписали: Александр Ярошук, Игорь Борисов, Юрий Губаревич, Владимир Новосад, Николай Козлов, Григорий Костусев, Виталий Римашевский.
Почему власти допускают такую жестокость, если Лукашенко одержал убедительную победу над своими конкурентами? Почему события в Беларуси вызывают серьезную озабоченность в Европе и США? Много вопросов.
Очевидно, что эти выборы были несвободные, несправедливые и их результатам нельзя верить. Нам нужны другие выборы, которые соответствуют общепризнанным стандартам и являются праздником демократии и обновления власти.
На мой взгляд, надо срочно искать выход из сложившейся ситуации. Посредниками в противостоянии действующей власти и народа могли бы стать европейские организации — Европейский союз, Совет Европы и ОБСЕ.
Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор
Читайте также:
Михаил Пастухов: Программы кандидатов как проекция будущей Беларуси
Как остановить произвол милиции и «людей в штатском»?
Михаил Пастухов. Надо ли участвовать в выборах?
Выборы в Польше дают нам пример