Придворные пропагандисты в ходе всей выборной кампании пугали белорусов тем, что в случае, если они не проголосуют как надо, в стране разразится полномасштабный политический кризис.
Кризис — вещь малоприятная. А политический — тем более, потому как затрагивает все сферы жизни общества, включая психологическую и экономическую. Но начальник-директор на одной из моих предыдущих работ, кстати, кандидат экономических наук, научил меня тому, что кризис — это в конечном итоге позитивно. Потому как он убирает все, что плохо работает, и освобождает пространство для роста эффективных институтов. Политических или экономических.
Поэтому то, что мы наблюдаем в Беларуси сейчас, несмотря на трагизм ряда моментов, с исторической точки зрения открывает перед страной и каждым из нас новые возможности развития и самореализации.
Белорусский кризис масштабный, но не глубинный. У нас нет общественного противостояния, белорусы не расколоты на политические лагери. Граждане нашей страны хотят очень простой вещи: свободы.
Свобода — это не метафизический конструкт. Она имеет вполне осязаемое проявление. Свобода — это равенство перед законом, право участвовать в решении государственных дел и знать, как и на что расходуются наши налоги. Это защищенность нашей собственности, жизни и здоровья. Это возможность не бояться за свое будущее и будущее наших детей. Это необходимое условие для гордости своей страной. И это у нас воровали в течение последних 26 лет.
Белорусский политический кризис требует простого и действенного решения: проведения свободных выборов в соответствии с международными стандартами. Причем не только президента. Парламента и местных советов также.
Возникает вопрос: кто и как будет их проводить? Естественно, не те люди, которые фальсифицировали итоги народных голосований десятилетиями. И не по процедуре, выгодной только одной конкретной стороне.
Нам потребуется такая организация выборов, к которой с точки зрения объективности не будет никаких претензий. Необходимым условием, по моему мнению, является проведение выборов по международным стандартам при прямой их организации и контроле за ходом проведения со стороны авторитетных международных игроков: ООН, ОБСЕ, Евросоюза.
Для поддержания порядка на период электоральной кампании и в поствыборный период в Беларуси должна быть развернута краткосрочная, до полугода, полицейская миссия ООН. Контингенты должны быть представлены европейскими странами, не граничащими с нашим государством. Мандат такой миссии должен ограничиваться только поддержанием порядка на избирательных участках, охраной бюллетеней и документов о результате голосования. Белорусским правоохранителям должно быть запрещено вообще появляться на избирательных участках иначе как для участия в голосовании.
Естественно, будут недовольные ходом и результатами выборов. Для разрешения таких споров существует суд. Проблема в том, что судебная власть в нашей стране дискредитирована полностью своим пособничеством и политическим репрессиям, и фальсификациям выборов. Поэтому как часть электорального процесса белорусские суды должны быть исключены полностью.
Выборные споры должны рассматривать специально созданные на необходимый период международные суды под эгидой ООН.
Для равного допуска к государственным СМИ всех политических сил страны до выработки адекватных правил на национальном уровне должны быть назначены международные администраторы финансируемых из бюджета медиа. Которые и будут этот доступ организовывать. Любые манипулятивные, пропагандистские, раздувающие вражду и ненависть материалы в государственных СМИ должны быть исключены.
Международное присутствие должно быть свернуто в течение месяца-двух после избрания всех органов власти…
На самом деле, описанная схема не является чем-то особенно новым. Международные суды, международная администрация и полицейские миссии — это то, с чем международное сообщество имеет дело в течение десятилетий. Другое дело, что практиковалось это в основном в странах третьего мира, которые находились в состоянии внутреннего вооруженного конфликта.
У нас нет внутреннего конфликта, у нас есть противостояние одного пожилого чиновника с 9,4 млн граждан Беларуси. Но нам потребуется полное доверие к правомочности решений вновь избранных властей. Потому как после выборов им предстоит разгребать то, что оставит после себя уходящий режим. И будет эта работа нелегкой, связанной с использованием непопулярных мер.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Андрей Поротников: «Кто чей агент?»
Вагнеровцы: Минск оказался в ловушке
Танки на асфальте — плохой выбор
Андрей Поротников. Чего ждать после 9 августа?
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…