Андрей Поротников. Зачем Лукашенко едет в Москву?
Как любит повторять один мой хороший приятель-политик, говоря об Александре Лукашенко: «Старого пса новым трюкам не обучишь».
По мере приближения даты визита А. Лукашенко в Москву нарастают разговоры о том, что он едет туда с целью сдать независимость Беларуси в обмен за российскую поддержку. Но фоне западных санкций, внутриполитического кризиса и грядущего финансово-экономического кризиса в нашей стране такое мнение как бы имеет базу. Но, согласно вышеуказанному выражению, давайте для начала обратим внимание на старые «трюки» Александра Григорьевича на российском направлении.
В 90-е годы белорусский правитель серьезно работал на восстановление СССР. Лукашенко фактически вел предвыборную политическую кампанию в России, колеся по российским регионам, где он пламенно громил кремлевское «ворье и жулье» под восторженные овации красно-коричневого электората, которого на тот момент в нашей восточной соседке было большинство. Более того, в 90-е из Минска доносились претензии на политическое лидерство не только в рамках белорусско-российского союза, но и над всей православной частью славянства для противостояния Западу. Отношения Лукашенко-Милошевич отображали это направление внешней политики официального Минска. Недавно экс-глава Евросоюза Дональд Туск рассказал, что в 2014 году А. Лукашенко на фоне российской агрессии против Украины пытался продвинуть идею уже белорусско-украинского союза с, конечно же, собой во главе. На этот раз — для противостояния Москве.
Зафиксируем первый момент: А. Лукашенко считал и считает себя политиком масштаба, значительно превосходящего потенциал Беларуси как государства.
Приход к власти Путина обнулил политические перспективы Лукашенко в России. Но благодаря динамике, заданной в 90-е годы, белорусско-российские отношения приобрели характер эксклюзивности: началась эпоха «Нефть в обмен на поцелуи». Заклинания «мы ваш единственный союзник», «вместе гнили в окопах», «почти один народ» ловко разменивались Минском на десятки миллиардов долларов прямых и косвенных московских преференций. Внешние проявления лояльности Кремлю конвертировались во вполне конкретный материальный результат. При этом Минск твердых обязательств на себя не брал, политические обещания Москве нарушал: вспомним хотя бы историю с непризнанием «независимых» Южной Осетии и Абхазии. Белорусские власти продемонстрировали полную поддержку территориальной целостности Грузии и Украине. Пикантность ситуации в том, что за период 2005-2015 годов официальный Минск получил от России, по оценкам МВФ, экономической поддержки в различных формах на сумму в 106 млрд долларов.
Фиксируем второй момент: А. Лукашенко подтвердил делом свой статус гроссмейстера политических манипуляций и конвертации политического пафоса в финансовые результаты на российском направлении.
После начала российской агрессии против Украины официальный Минск приступил к «разводке»-двухходовке: Запад пугали уходом в Москву, Москву — уходом на Запад. И от первых, и от вторых ждали публичного признания геополитического величия Лукашенко А. Г. И много денег за то, чтобы не уйти к конкуренту. На этом щедрость Путина закончилось, а западные скряги не стали компенсировать сильной и процветающей Беларуси выпавшие доходы с востока, требуя взамен не любви и уважения, а каких-то реформ и прав человека.
Фиксируем третий момент: Минск в течение многих лет играл на противоречиях Запада и России и чувствовал себя в такой схеме весьма комфортно.
Официальный Минск уже негласно бомбардирует западных бюрократов чудесной историей, что и народные протесты, и террор против белорусов со стороны режима — это все результат московского коварства. И вообще, еще чуть-чуть и в Минске всем будут заправлять русские. Приглашение российских политтехнологов и журналистов для работы на белорусскую пропаганду частично из этой же серии: с одной стороны, попытка опереться на профессиональные знания приглашенных кадров для ведения информационной войны против собственного народа, с другой — напугать Запад усилением российского влияния в Беларуси.
Лукашенко едет в Москву, чтобы получить что-то осязаемое, традиционно не дав взамен ничего, кроме слов. Минск бурно имитирует любовь к Москве, искоса поглядывая на Запад в ожидании новой возможности усесться на «геополитические качели» и играть на российско-западных противоречиях с финансовой выгодой для себя. Но это гранд-стратегия. А текущие задачи именно этого визита таковы: получить масштабную российскую финансовую поддержку и затянуть Путина в Минск на инаугурацию Лукашенко. Чтобы использовать «друга Володю» для запугивания и своих недовольных граждан, и Запада. Согласится ли Путин, чтобы им попользовался белорусский коллега — покажут ближайшие дни.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Андрей Поротников. Августовская революция. Краткое собрание мыслей
Политический кризис — выход из тупика
Андрей Поротников: «Кто чей агент?»
Вагнеровцы: Минск оказался в ловушке