TOP

Михаил Пастухов. Нам предлагают конституционную реформу

14 сентября на встрече в Сочи, среди прочих вопросов, обсуждалась целесообразность конституционной реформы в нашей стране. Что она предполагает и к чему может привести?

Навязчивое предложение

Как известно, о конституционной реформе напомнил Владимир Путин. Он, в частности, заявил: «Мы знаем о вашем предложении начать работу по Конституции. Считаю, что это — логично, своевременно и целесообразно».

Похоже, теперь этот вопрос будет поставлен в общенациональную повестку дня и будет находиться под контролем России, как и вопрос о дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства. Предполагается, что юристы-мудрецы из Конституционного суда могут воспользоваться опытом российской конституционной реформы. Главное в этом нововведении — ослабление единовластия президента и создание какого-то органа, где будет находиться верховный правитель со своим узким кругом. По новой редакции Конституции России — это Государственный совет. В нем сосредоточены все рычаги власти и контрольные функции. А президентом может стать кто угодно, поскольку эта должность станет декоративной. Нового президента может избирать, к примеру, парламент.

Очевидно, что конституционную реформу в Беларуси нужно будет осуществить в нужном русле. Гарантом этого процесса, по логике, должен выступить А.Лукашенко. Позднее он может занять ключевую должность в новом органе власти.

В чем интерес России?

Судя по всему, предложение о конституционной реформе может быть долгосрочным планом российского руководства в сфере дальнейшей интеграции. Через поправки в Конституцию может быть обеспечено сближение в государственном устройстве, законодательстве, экономике, финансах.

С учетом того, что поправки в Конституцию будут предметом референдума, то можно предположить, что новая редакция Конституции будет вынесена в «пакетном виде» и сформулирована одним вопросом типа: «Одобряете ли вы новую редакцию Конституции Республики Беларусь?». К нему, возможно, добавят другие не менее важные вопросы. Например, «согласны ли вы с углублением интеграции с Российской Федерацией и утверждением конституционного акта о Союзном государстве?». Могут быть и иные вопросы, в том числе о переходе к выборам парламента и местных Советов депутатов по смешанной избирательной системе, об отмене смертной казни.

Следует отметить, что реализация договора о Союзном государстве предполагает формирование надгосударственных органов (Высшего государственного совета, парламента из двух палат, Совета Министров, Суда, Счетной палаты, постоянного комитета во главе с государственном секретарем союзного государства), а также единых вооруженных сил, пограничной охраны, единой валюты и единого бюджета и даже единой государственной символики.

В ст.61 договора указывается, что в рамках интеграции требуется внесение изменений и дополнений в Конституции государств-участников. Венцом союзной интеграции должен стать конституционный акт, принятый на референдумах в обеих государствах (ст.62 Договора).

Можно провести другую реформу

По всей видимости, скоро белорусские власти попробуют организовать диалог с некими структурами гражданского общества по поводу поправок в Конституцию (конечно, в редакции 1996 года). В качестве посредников в этом процессе могут выступить компетентные, но мало разбирающиеся в особенностях белорусской ситуации, эксперты от ОБСЕ. Юристы-мудрецы из Конституционного суда положат на стол свои наработки. Они и станут основой обсуждения и будущих поправок. От них власти, скорее всего, не захотят отступать, чтобы не испортить намеченные перспективы трансформации единоличной власти.

На мой взгляд, участие в таком «диалоге» ни к чему не приведет, а создаст лишь видимость обсуждения и дебатов. Представители власти будут лоббировать согласованную заранее редакцию изменений и дополнений в Конституцию. Любые инициативы от демократических сил едва ли будут услышаны и учтены.

В целях информирования общественности считаю важным отметить, что весной прошлого года по инициативе депутатов Верховного Совета 12 и 13-го созывов и блока правых политических партий была образована общественная конституционная комиссия. Ее спикером стал Мечислав Гриб, а заместителями — Анатолий Лебедько и автор публикации.

11 сентября состоялось очередное заседание комиссии, на которой была обсуждена общественно-политическая обстановка в стране и принято соответствующее заявление. В нем, среди прочего, было указано, что конституционная реформа не может разрешить главный вопрос — о нелегитимности прошедших президентских выборов и статусе нынешнего главы государства. Члены комиссии заявили, что признают в качестве основы белорусской государственности Конституцию 1994 г. Именно она должна стать платформой для дальнейших конституционных преобразований и началом нового этапа белорусской истории.

Как член общественной конституционной комиссии, я разделяю положения вышеназванного заявления и указываю на недопустимость использования Конституции в редакции 1996 года с последующими уточнениями на референдуме 2004 г. Это — незаконная и нелегитимная основа, поскольку референдумы 1995, 1996 и 2004 годов были проведены с нарушениями Конституции и законов, а их результаты вызывают сомнения в их достоверности. Как результат — поправки, внесенные по их итогам в Конституцию 1994 года, не имеют юридической силы.

Свои соображения о желательных изменениях и дополнениях в Конституцию страны я неоднократно высказывал, в том числе на страницах газеты «Свободные новости плюс». В обобщенном виде они представлены в брошюре «Праграма канстытуцыйных пераўтварэнняў», изданной под логотипом Белорусской социал-демократической партии (Грамада). Ее можно получить бесплатно в офисе партии.

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор

Читайте также:

Михаил Пастухов. Люди в черных балаклавах

Михаил Пастухов. Какую Конституцию хочет власть?

Михаил Пастухов. Избиения и истязания: законность и справедливость восторжествуют

Михаил Пастухов: Почему я не верю итогам выборов

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.