Главное, что могут сделать сегодня граждане, — это отказать государству в своей поддержке.
Товарищ не понимает. Есть такой товарищ, неспособный понять элементарного. Цитирую: «Скажите, а что надо айтишникам? Мы еще разберемся. Скажите: им-то что надо? Я же уже для них создал рай. Нет, оказывается, им чего-то не хватает».
Главная характеристика рая — отсутствие выбора. Изгнанию Адама и Евы из рая предшествовало грехопадение. Что же натворили прародители человеческого рода? Они нарушили запрет Господа и вкусили от Древа познания добра и зла.
Следовательно, в раю, где они до этого пребывали, не было ни добра, ни зла. О каком тогда выборе могла идти речь, между чем и чем выбирать?
С момента изгнания представители вида homo sapiens, обреченные добывать в поте лица свой хлеб, мечтали о возвращении в мир иной, в мир без выбора. Эту базовую потребность после «смерти Бога» попытались удовлетворить коммунисты, предложив жаждущим построить рай на земле. В качестве его главных характеристик было заявлено отсутствие противоречия между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством, между умственным и физическим трудом…
По пути в этот рай сотни миллионов уничтожили десятки миллионов. Но не будем о грустном.
Свой вариант рая на земле вот уже четверть века предлагается и белорусам. В полном соответствии с традицией его архитекторы пытаются свести к минимуму возможность личного выбора.
Выборы без выбора — мечта любого современного диктатора. 80% берутся не с потолка и не высасываются из пальца. Они от жизни, в которой политическая стабильность есть производная от безальтернативности первого лица.
Что происходит, когда альтернативные кандидаты выскакивают подобно чертикам из табакерок, изумленный мир наблюдает уже третий месяц.
Чертиков можно вновь загнать в табакерки. Но что делать с массовой потерей веры в безальтернативность? Подобно фаршу ее обратно не прокрутишь. Вопрос «Если не он, то кто?» больше не актуален в Беларуси.
Однако политическую реальность не следует путать с реальностью материальной. Первая в отличие от второй — в головах. Поэтому то, что белорусы считают реальным, имеет реальные последствия (закон американского социолога Уильяма Томаса).
Примером изменения политической реальности могут служить перемены в отношении к учителям, составляющим костяк участковых избирательных комиссий. Те, кто еще вчера претендовали на роль сеятелей разумного, доброго, вечного, воспринимаются после 9 августа в качестве уголовников.
Вопреки индексу «ЧаркиШкварки»
Римские императоры удерживали власть над плебсом, опираясь на принцип «Хлеба и зрелищ!» Кому как не профессиональному историку этого не знать. Вере в актуальность античного принципа способствовал и опыт преодоления кризиса 90-х.
Сошлюсь на свежее высказывание: «Сегодня, скажем так, в Минске непростой период. Острый период, который мы переживаем. Наверное, впервые в истории нашего государства. По крайней мере, последних 10 лет. Хотя многие со мной не согласны, вспоминают середину 90-х. Говорят: то ли еще было. Многие помнят, когда переворачивали автомобили, сжигали их на дорогах, когда действительно десятки тысяч выходили на улицы. Тогда было как-то понятно: кушать было нечего и детей кормить было нечем».
Было понятно… Было, да сплыло. Тратить время на выяснение доли плебса в белорусском обществе — занятие бесперспективное. Не плебс сегодня обеспечивает протесту массовость, а образованная молодежь. Ей-то чего не хватает в рукотворном раю?
Вопреки наивным представлениям вульгарного марксизма советского образца, белорусский протест сформировался в условиях роста доходов населения: 2017 г. — 102,8%, 2018 г. — 107,9%, 2019 г. — 106%, 2020 г. (январь-июнь) — 105,4%.
Для тех, кто официальной статистике не доверяет, сошлюсь на индекс «ЧаркиШкварки» (стоимость 100 граммов водки и 100 граммов бескостной свинины), который ежеквартально рассчитывают эксперты исследовательского центра BIPART и проекта «Кошт Урада».
Во втором квартале 2020 г. по сравнению с первым индекс не изменился. Однако покупательная способность средних зарплат белорусов в пересчете на чарку и шкварку заметно выросла: с 434 до 461 чарок-шкварок.
Таким образом, проблема выпить и закусить в стране под белыми крыльями неактуальна. Так чего же протестующим не хватает? Пытаясь ответить на этот вопрос, необходимо иметь ввиду разрыв между регионами. Во втором квартале среднестатистический житель протестующего Минска заработал 703 чарки и шкварки, а житель Могилевской области — только 349!
С жиру бесятся минчане, не иначе!
Было бы желание
Не хлебом единым жив человек. Эта истина, между прочим, известна и главному архитектору белорусского рая. Не зря же он так любит рассуждать о справедливости. Ее отсутствие — кратчайший путь к «майдану».
«Нельзя наклонять людей, чтобы они потеряли всякую надежду», — напомнил он 26 июня в ходе поездки в Солигорский район. Эх, его бы слова да членам участковых избирательных комиссий в уши!
Проблема справедливости, однако, заключается в том, что каждый вправе толковать ее по-своему. Например, царь государства Селевкидов Антиох III (242-187 до н. э.) был уверен, что всегда справедливо то, что постановлено царем.
Этот принцип перекочевал в белорусскую Конституцию образца 1996 г. Согласно статье 85-й, указы и распоряжения главы государства имеют «обязательную силу на всей территории Республики Беларусь», а декреты — силу закона.
А раз так, то трижды неправ тот, кто обвиняет чиновников и силовиков в беззаконии. Они выполняют приказы, а любой приказ, спущенный сверху, имеет в Беларуси силу закона.
Чем можно ответить на столь оригинальное для наших дней понимание законности? Есть ли прием против лома? Подобрать лом большего размера не представляется возможным. В вопросах насилия государство не переплюнуть.
Но государственная табуретка не может быть устойчивой, опираясь на две ножки (чиновники и силовики). Ей требуется третья — граждане, наделенные правами. При этом права политические не должны являться излишеством.
Главное, что могут сделать граждане, — это отказать государству в своей поддержке. В качестве примера укажу на резидентов ПВТ, активно пакующих чемоданы.
Разумеется, не все белорусы являются резидентами ПВТ, но каждый обладает возможностью отказать «государству для народа» в своей поддержке. Было бы желание.
Читайте также:
Сергей Николюк. Заметки о пользе хаоса
Сергей Николюк. От твердого прошлого к жидкой современности
Сергей Николюк. Свято место пусто не бывает
Сергей Николюк. Идти от жизни — это идти от Окрестина
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…