Categories: Экономика

«На организацию забастовке денег у оппозиции нет»

Сергей Балыкин  в 1991 году одним из первых в Беларуси зарегистрировался в качестве частного предпринимателя. В настоящий момент он возглавляет   ассоциацию малого и среднего предпринимательства.

Сергей  Балыкин – гость нашей газеты.

 —Много прогнозов насчет того, что скоро наша экономика ляжет, начнутся проблемы с выплатами пенсий и зарплат бюджетникам. А что на сей счет думаете вы?

—Наша экономика легла довольно давно и держится за счет России. Не будет российской помощи – проблемы неизбежны.

 

 9 октября Евразийский фонд стабилизации и развития одобрил выделение Беларуси кредита в 500 миллионов долларов. Этот кредит уже ушел на погашение долгов по газу.  Это то, что обещал Путин в Сочи?

—Трудно сказать, что обещал Путин Лукашенко, поскольку переговоры проходили за закрытыми дверьми. Мы не знаем на самом деле, что происходит в белорусско-российских отношениях и можем судить об этом только по слухам и косвенным признакам. Один из важнейших косвенных признаков – сокращение российской поддержки белорусской экономики. Это неоспоримый факт. А вот что стоит за этим, какой идет торг – остается только догадываться.

 — Спасут ли российские  деньги белорусскую экономику?

—Все зависит от того, что понимать под словом «спасут». Эти деньги предназначены для покрытия текущих обязательств Беларуси. И в этом смысле они спасают белорусскую экономику от немедленного краха. Но в долгосрочной перспективе комплекс проблем белорусской экономики этот кредит не решит, да и решить не может. Так что это – не более чем перенос решения проблемы на будущее, а будущее, с большой вероятностью, окажется тяжелее настоящего.

—В последнее время не раз слышал, что первую волну пандемии коронавируса мы прошли так хорошо, что теперь все вокруг кинулись «купляць беларускае». Так ли это?

— Судя по росту складских запасов, не так.

Нужно понимать, что проблемы в белорусской экономике – это не «происки» Тихановской, да и не результат протестов последнего времени.

Проблемы в экономике – результат экономической политики, проводимой в Беларуси последние 30 лет. Белорусская экономика – это просто часть экономики СССР с некоторыми косметическими изменениями, и держится она только за счет российских дотаций – прямых или косвенных.

Российский энергетический грант, российские рынки сбыта, российские кредиты и дотации – вот секрет относительной стабильности белорусской экономики. Прекращение российской поддержки означает рост экономических проблем. Преодолеть эти проблемы можно за счет экономических реформ, построения эффективной национальной экономики, но никто этим не занимается и, похоже, заниматься не собирается.

 Осуществимо ли то, что в ультиматуме Тихановской?

—Если говорить об общенациональной забастовке, то я позволю себе изрядный скептицизм по этому поводу. Пока белорусской оппозиции и Координационному совету, в частности, не удавалось организовать сколь-либо значимых забастовок. Да, были волнения, были протесты, был некий всплеск, но не более.

Есть ли у Координационного совета структуры для организации широкой забастовки? Крайне сомнительно. Кто будет кормить семьи бастующих? Дать пресловутые 1500 евро нескольким тысячам бастующих – это несколько миллионов евро, а вот дать те же 1500 евро нескольким миллионам – это уже несколько миллиардов. Таких денег у оппозиции точно нет.

Еще один момент. Многие белорусские предприятия неэффективны и нуждаются в господдержке. Если они станут, то это пойдет экономике только на пользу. И если люди не будут получать зарплату, то они снимут с плеч власти ответственность за свое содержание.

Ну, и разумеется, официальная пропаганда сможет объяснить неизбежные в любом случае трудности не системными проблемами экономики, а действиями забастовщиков.

—Повлияет ли это на зарплаты силовикам?

— На зарплату силовикам повлияет отсутствие российской поддержки.

 —Как и следовало ожидать, европейские санкции не коснулись нашей экономики. Почему?

—Потому что европейцы люди прагматичные и себе во вред действовать не будут.

Александр Томкович

Читайте также:

Сергей Дубовец: «Мы не «народец», мы народ»

Леонид Спаткай: Важно, чтобы те, кто сейчас «под погонами», делали свое дело по Закону

Андрей Климов: Беларусь — это больной коронавирусом, которого подключили к ИВЛ. Наш ИВЛ — Россия

Андрей Ляхович: «Авторитарный режим обречен, он рухнет»

Анна Северинец: Со злом мы боремся методами добра

 

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023