Мошенники от социологии
Никогда прежде не цитировал уголовный кодекс. Но приходится. Не зря же один из первых фильмов о Джеймсе Бонде назывался «Никогда не говори «никогда».
Итак, статья 209 УК РБ — мошенничество. «Мошенничество — умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом либо правом на имущество с корыстной целью путем обмана, либо злоупотреблением доверием».
Для подбора бытовых примеров особых усилий не требуется, но кого сегодня подобными примерами можно удивить? Поэтому предлагаю с бытового уровня подняться на уровень государственный.
В центре Минска на улице Сурганова стоит здание из стекла и бетона. До распада СССР оно, по всей видимости, считалось красивым. В здании разместилось несколько академических институтов. Один из них, если судить по названию, был создан для изучения белорусского социума, т.е. общества (от лат. socium — общее).
Институту, о котором речь, в этом году исполнилось 30 лет. Мои поздравления! Но не только мои. Свежий номер журнала института «Социологический альманах» открывается поздравлением председателя президиума Национальной академии наук Беларуси, академика Владимира Гусакова, в котором, среди перечня достижений института, невозможно не выделить следующее: «Особого внимания заслуживает созданная коллективом института система социологического мониторинга, позволяющая держать руку на пульсе социально-экономической и социально-политической жизни нашего общества, своевременно предоставлять органам государственного управления оперативную и точную информацию».
Нашим доверием злоупотребили
Вас ничего не удивило? Если нет, то рекомендую перечитать процитированный выше фрагмент из поздравления самого статусного академика страны.
Институт, созданный для изучения белорусского общества, финансируемый из бюджета, т.е. на деньги налогоплательщиков (на деньги общества), результаты своих исследований обществу не предоставляет.
Один из базовых принципов социальной справедливости «Кто платит, тот и заказывает музыку» в данном случае не выполняется: платят за проведение социологических исследований простые граждане, а правом на получение результатов исследований обладает лишь узкий круг ограниченных людей.
Мошенничество в чистом виде. Мы-то, наивные, полагали, что финансировали одно из направлений гуманитарных знаний для своей же пользы. Но нашим доверием злоупотребили.
Однако не следует из сотрудников института делать крайних. Подобно 70 тысячам подневольных коллег из участковых избирательных комиссий, они выполняли приказ. А приказы в вертикально выстроенном обществе не обсуждаются. Кому как не социологам об это не знать.
С какой целью монополизировано в государстве для народа право на информацию о народе? Разночтения тут исключены. Спасибо академику за откровенность. Все дело в патологическом желании управленцев «держать руку на пульсе социально-экономической и социально-политической жизни нашего общества».
«Держать руку на пульсе». Красиво сказано, согласитесь. Последний раз руку на моем пульсе держала молоденькая врач скорой помощи, прежде чем принять решение о моей госпитализации.
Но с какой целью держать руку на пульсе общества пытаются работники органов государственного управления? Ответ на этот вопрос в журнале «Социологический альманах» отыскать мне не удалось. Однако на журнале института свет клином не сошелся.
Академик Евгений Бабосов, один из членов редакционной коллегии журнала, в 2003 г. принял участие в так называемом «идеологическом семинаре». Ему и предоставлю слово с помощью «Информационного бюллетеня Администрации президента» № 4 (83).
Академик на семинаре выступил первым после основного докладчика. Поговорив для приличия о развитии социально ориентированной рыночной экономики, переходе к постиндустриальному информационному обществу, повышении благосостояния народа до уровня европейских стандартов, академик перешел к вопросу манипулирования обществом: «Для повышения эффективности идеологической деятельности очень желательно, чтобы все кадры, занимающиеся воспитательной работой, овладели социальной технологией влияния на массы».
И далее по-академически выверено, хотя и многословно: «Хочу чуть-чуть развернуть этот тезис. Социальная технология идеологической работы — это совокупность умений, навыков, приемов, если хотите, опыта, активного идейного воздействия на отдельных индивидов и социальные группы людей для формирования у них определенных целевых установок, ценных ориентаций и волевых побуждений, способствующих мобилизации их потенциальных ресурсов и возможностей для скорейшего и качественного получения желаемого результата».
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Много лет штатные идеологи рассказывают нам, нашим детям и внукам о том, что «идеология — это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека». На поверку же оказалось, что она лишь инструмент, способствующий получению «желаемого результата».
«Долой Рейгана!»
Получается, что несмотря на статью 3 Конституции, признающую народ единственным источником государственной власти, белорусское общество делится на пастырей и тех, кого пасут. Последним, в полном соответствии с пословицей «Меньше знаешь — крепче спишь», ничего, кроме головной боли от дополнительной информации, ждать не приходится.
Иное дело пастыри. Имеющие дополнительные права, имеют и дополнительные обязанности, наиважнейшей из которых является сдача раз в пять лет экзамена на получение нужного электорального результата.
Извлечь из урн для голосования 80% голосов «за» — это вам не кролика из шляпы за уши вытащить. 80% подделать невозможно. Таков официальный взгляд на допустимый уровень электоральной поддержки.
Но вернемся к последнему номеру журнала «Социологический альманах». Что его профессиональные авторы сообщили своим коллегам о выборах?
С помощью поисковика нахожу статьи, содержащие слово с корнем «выбор». Оно обнаруживается практически во всех статьях (в журнале объемом 364 страницы содержится 36 статей), однако, за одним исключением, искомое слово и его производные используются автором не в электоральном смысле («выбор семьи», «выбор места и времени», «выборочная совокупность» и т.п.).
Одно исключение, тем не менее, нашлось. Цитирую: «Исследования аудитории средств массовой информации возникли в XVI в., одновременно с появлением прессы. Начало их бурного развития обычно относят к середине XIX в., когда, с одной стороны, развивавшаяся капиталистическая экономика сопровождалась развитием рекламного дела; с другой, — опросы аудитории СМИ использовались в политических кампаниях, в частности, в предсказании результатов президентских выборов в США». (Терещенко О. В., Терещенко М. С. Измерения аудитории СМИ: история становления. Стр. 163)
Вот такие пироги с котятами. Писать о выборах сотрудникам института разрешено, но о выборах… в США. Все это напоминает разговор американца с русским из старого анекдота: «У вас, в СССР, нет демократии! Вот я, к примеру, могу выйти на площадь перед Белым Домом и крикнуть «Долой Рейгана!». — Подумаешь… я тоже могу выйти на Красную Площадь и крикнуть «Долой Рейгана!»
Читайте также:
От родительских подзатыльников к профессиональным ударам дубинками
Сергей Николюк. О трех опорах «государства для народа»
Сергей Николюк. Заметки о пользе хаоса