Categories: Социум

От прав остались ножки да рожки…

Новости о последних событиях в Беларуси напоминают сводки о военных действиях: столько-то задержанных, раненных, избитых...

Что происходит в стране?

25 октября на очередную акцию протеста вышли больше 100 тысяч минчан. В других городах страны (Бресте, Гродно, Витебске, Могилеве, Лиде, Новополоцке) люди также проявили солидарность с лозунгом «народного ультиматума». Однако мирно завершить манифестацию не позволили силовики. Под занавес марша в районе улицы Орловской прозвучали взрывы. В мирных граждан стали бросать светошумовые гранаты (имеются пострадавшие). После этого силовики гонялись за участниками акции, врывались в квартиры местных жителей, применяли насилие.

На следующий день на ряде крупных предприятий, в учебных заведениях, частных фирмах началась необъявленная забастовка. В центре Минска прошел марш пенсионеров, к которому присоединились студенты столичных вузов. Силовики снова устроили «охоту» за протестующими.

По мнению известного профсоюзного деятеля Александра Бухвостова, в Беларуси установлен оккупационный режим, для которого стал характерным террор и насилие.

И все это происходит на фоне нового витка пандемии COVID-19, упадка экономики, девальвации рубля, отключения интернета, запрета на издание независимых газет.

Где наши права?

Понятно, что в таких условиях белорусам пришлось попрощаться со своими правами и свободами, провозглашенными в действующей Конституции (ст.79). От них остались, как говорят, ножки да рожки. Даже право на жизнь не гарантируют силовики, зачищающие улицы белорусских городов. Они направляют в глаза людей слезоточивый газ, бьют дубинками по головам, валят людей на асфальт, применяют удушающие приемы. О реализации личных и политических прав говорить вообще не приходиться. Разве что написать жалобы (заявления) в адрес тех же правоохранительных органов о привлечении к ответственности силовиков за их брутальные действия.

Символом нынешней власти стало существо, похожее на гуманоида, в черной балаклаве и с дубинкой в руках. Этим существам разрешено творить любой произвол в отношении граждан страны. С них снята всякая ответственность перед законом, в том числе при совершении тяжких преступлений. Они – «хозяева» наших улиц и дворов.

Еще один символ действующей власти – это судьи в черных мантиях, пока еще с открытыми лицами и известными установочными данными. Они скоропалительно и жестко судят граждан, которых захватывают «черные люди» в балаклавах.

В последнее время «рекордсменом» среди минских судей стал судья суда Первомайского района Минска Максим Трусевич. 26 октября в период с 10.30 до 12.30 он успел рассмотреть и вынести решения по девяти административным делам. Всего за два часа Трусевич осудил 9 человек на 168 суток административного ареста. При этом максимальный срок ареста составил 23 суток, а минимальный – 15 суток (основанием для наказания служили два протокола: по ст.23.34 и 23.4 КоАП).

Чем не «стахановец» нашего времени?! Средняя «скорострельность» (время рассмотрения дела) составила 13 минут. Безусловно, это – рекорд для Книги Гиннеса.

Похоже, что белорусские суды по скорости и количеству подвергнутых наказаниям по политическим мотивам превзошли сталинские «тройки». Правда, тогда речь шла о 10 – 15 – 25 годах лагерей, а в наших условиях – сутках ареста. Сходство имеется и в условиях содержания задержанных (арестованных).

Примером могут послужить свидетельства задержанного 25 октября общественного активиста и отца троих малолетних детей Дмитрия Дашкевича. На суде он заявил о пытках в ИВС на Окрестина. В частности, его поместили в карцер, в котором нет воды, не работает смыв. Нары не позволили отстегнуть от стены. Спать пришлось на холодном бетонном полу. По его словам, ему впервые довелось оказаться в таких жестких условиях заключения. На следующий день судья суда Московского суда Минска Татьяна Мотыль подвергла Дашкевича 15 суткам ареста, не приняв во внимание его объяснения.

Гражданам Беларуси предлагается забыть о своих конституционных правах и сдаться на милость власти. Их уделом остается работа за мизерное по европейским меркам вознаграждение, уплата налогов и покорность как заключенных в концлагере.

Как должно быть?

Конституция (в редакции 1994 г. и в редакции 1996 г.) провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства (ст.2). Значит, для органов власти нет ничего более важного, чем человек. Любые действия, нарушающие права и свободы граждан, должны влечь за собой ответственность виновных лиц.

Уголовный кодекс предусматривает множество составов преступлений, которые устанавливают ответственность представителей власти за нарушение прав человека. К примеру, заведомо незаконное задержание или заключение под стражу (ст.397) влечет наказание до трех лит лишения свободы. Типичным должностным преступлением является превышение власти или служебных полномочий, если в результате причиняется существенный вред правам и законным интересам граждан (ст.426 УК). Если такие действия были сопряжены с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, то наказание – до 10 лет лишения свободы.

В соответствии с Уголовным кодексом признается преступлением незаконное вторжение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц (ст.202). Если такие действия были совершены представителем власти, неважно, по чьему приказу, с использованием своих служебных полномочий, то за это можно получить до шести месяцев ареста.

Повышенная ответственность устанавливается за опасные посягательства на права граждан путем взрывов (тех же светошумовых гранат) или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений. Такие действия признаются терроризмом (ст.289 УК), если они совершались в целях дестабилизации общественного порядка либо устрашения населения. Санкции по ним – от 8 до 25 лет.

Как видим, против мирных граждан Беларуси ведется прямо-таки война с использованием оружия, насилия и других преступных методов. Защититься от произвола представителей властей белорусы не могут. Значит, надо обращаться за помощью к международным механизмам защиты, включая введение миротворческих сил ООН, военных миссий ОБСЕ, учреждение международного трибунала по Беларуси.

Очевидно, что нам надо как можно скорее восстановить законность и демократию в стране, поскольку лишь в демократическом правовом государстве возможно уважение прав и свобод граждан. Путь к этому лежит через свободные и честные выборы. Рано или поздно они будут проведены.

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор

Читайте также:

Михаил Пастухов. Системе нужен ремонт

Референдум, который был не нужен

Путь к инквизиционному процессу

Когда закончится произвол?

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023