Они приехали сюда 11 сентября, чтобы попросить политического убежища, а когда в домофон им ответили, что помочь не могут, Кузнечики перелезли через забор. С тех пор территорию диппредставительства они не покидали.
Кузнечиков обвиняют в насилии по отношению к сотрудникам милиции во время мирной акции протеста в Витебске. В середине октября комитет против пыток ООН попросил Швецию не выдавать беглецов белорусским властям. Как живут и чего добиваются минские «ассанжи», Владислав Кузнечик рассказал DW.
Разгон мирной акции протеста в Витебске
«Мы в безопасности, условия проживания хорошие. С семьей общаемся каждый день по видеосвязи. У меня двое детей, они очень скучают, постоянно спрашивают, когда мы приедем», — рассказывает Владислав Кузнечик.
Владиславу — 29 лет, его отцу, Виталию — 47. В Витебске у них был семейный бизнес — несколько торговых точек с женской одеждой. Жизнь обоих изменилась 6 сентября. В тот день милиция жестко задерживала участников мирных протестов.
«Я увидел, что бьют моего отца, ворвался в толпу силовиков и чудом спас его. Потом мы сразу ушли, отец ничего не видел — ему распылили в глаза перцовый газ. Отец никого не трогал, есть много свидетелей, в том числе, журналисты», — вспоминает Владислав.
Кадры разгона, где отец и сын Кузнечики оказались на первом плане, растиражировали многие белорусские СМИ, поэтому после 6 сентября дома они не появлялись.
«Уже через день нас стали искать, следили за моей женой, приходили по месту прописки, к бабушке. Через знакомых мы узнали, что в отношении нас начали проверку в рамках уголовного дела о нападении на милиционеров», — рассказывает Владислав.
«Для нас большая поддержка знать, что народ не сдается»
Мужчины опасались, что если их задержат, то будут бить. Бежать из Беларуси, уверен Кузнечик, они бы не смогли: «Понимали, что через границу нас не пропустят. Знали, что Швеция — одна из самых гуманных европейских стран. У нас был адрес посольства, мы приехали туда, позвонили в домофон, но нам сказали, что ничем помочь не могут. Боялись, что в любой момент могут задержать, поэтому решили перепрыгнуть через забор».
Во дворе они пробыли более десяти часов. За это время к посольству приезжал ОМОН, силовики требовали, чтобы им выдали Кузнечиков, но этого не произошло. Владислав и Виталий успели связаться с белорусскими и зарубежными СМИ, в том числе дали интервью шведским журналистам.
«Мы просидели во дворе до позднего вечера. Решался вопрос, ночевать нам на улице или в посольстве. В итоге нас пустили в помещение, — говорит Владислав. — Мы не жалеем о своем решении. У нас не было выбора. Мы понимали, что нам, как минимум, грозит тюрьма».
После митинга 6 сентября в отношении обоих жителей Витебска открыто административное дело за участие в несанкционированных массовых мероприятиях, а также проверка по факту нападения на сотрудников милиции.
Уже 15 сентября Кузнечики оказались обвиняемыми по уголовному делу по ст. 364 УК (Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел), тогда же обоих объявили в розыск.
Правда, их адвокат Вадим Дроздов, который находится в Швейцарии и безвозмездно помогает Кузнечикам, узнал о таком положении дел только в начале ноября с помощью белорусских коллег.
Чтение новостей в шведском посольстве
Опасаясь уголовного преследования и насилия со стороны милиции, Владислав и Виталий уже два месяца живут в шведском посольстве в Минске. Здесь, говорит Владислав, и он, и его отец чувствуют себя в безопасности.
Условия проживания в посольстве хорошие — для них отвели комнату, где есть кровати, душ, туалет, стиральная машина, микроволновка, электрочайник. Для занятия спортом — турник, штанга, гири. Еду приносят уже готовую — остается только разогреть.
«Мы установили режим дня: проснулись, делаем зарядку, завтракаем, потом читаем и смотрим независимые СМИ, вечером занимаемся спортом. За новостями следим каждый день — для нас большая поддержка знать, что народ Беларуси не сдается, борется с несправедливостью. Я веду дневник, в который записываю главные события в стране и нашей жизни», — рассказывает Владислав.
Запрет на передачу Кузнечиков властям Беларуси
В середине октября секретариат управления Верховного комиссара ООН по правам человека прислал письмо от комитета против пыток по ситуации с Кузнечиками.
Фактически это запрет на передачу Кузнечиков властям Беларуси, считает адвокат Вадим Дроздов. Также он отметил, что дальнейшая судьба обоих жителей Витебска остается на усмотрение властей Швеции.
Владислав Кузнечик, в свою очередь, говорит, что уезжать ни они, ни семья не хотели бы, и если власть сменится, останутся на родине: «Мы готовы рассмотреть любую страну для эмиграции. Однако лучший вариант, если в Беларуси сменится власть, с нас снимут все обвинения, и мы сможем остаться».