О чувствах верующих и атеистов
Есть у верующих такое замечательное свойство — оскорбляться. За родным государством для народа не заржавело, и оно это свойство узаконило в статье 130 Уголовного Кодекса, предусматривающей ограничение свободы до пяти лет. Аналогичная статья имеется и в УК России.
Если о доле верующих в стране судить по результатам социологических опросов, то в 2012 году она составила 95,5% (данные Информационно-аналитического центра). Преобладали с большим отрывом православные — 83%, далее шли католики — 10%, на долю других религий пришлось 2%.
Радоваться такой социологии или, напротив, печалиться — каждый вправе решать самостоятельно. При этом необходимо помнить, что доля воцерковленных, т.е. регулярно участвующих в богослужениях и в церковной жизни, стремящихся жить по-христиански и поддерживающих социальные отношения в пределах своей церковной общины, у нас не более 6%. Низкий уровень воцерковленности, однако, не снижает способности наших верующих надувать губки по малейшему поводу, а чаще и без повода.
К чему порой приводит неуважение чувств верующих, демонстрируют последние события во Франции. В одной из цитаделей европейской толерантности дело дошло до отрезания голов.
Тем не менее предлагаю оставить проблемы французов французам. У нас своих хватает. Главная наша проблема, как показали события лета-осени 2020 года, также связана с оскорблением чувств. Но не религиозных, а светских.
Согласно официальной точке зрения, внутренних причин для массовых протестов в Беларуси не было и нет. Все дело в зарубежных кукловодах и в склонности молодых людей заглатывать пропагандистскую наживку.
Прав, трижды был прав один из самых выдающихся умов белорусской социологии, обладатель полного набора научных регалий, экс-директор Института социологии Игорь Котляров, расставивший точки над i еще в 2016 году: «Следует особо подчеркнуть, что модель «гражданское общество против государства» была положена в основу технологий так называемых «цветных революций». Вспомним Варшаву, Прагу, Киев, Тбилиси, Белград, Бишкек, Кишинев. В революциях грузинской роз и киргизской тюльпанов, в украинских оранжевой и достоинства, череде арабских революций чувствовалась опытная и сильная рука кукловода, просматривался единый сценарий, использовались одни и те же хорошо отработанные технологии. Все было сделано по одним и тем же лекалам».
В семье не без урода
Но вернемся к статье 130 УК. Приведу ее полное название: «Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни».
Поводов для вражды и розни хватает в любом современном обществе. Поэтому два американских социальных психолога Ли Росс и Ричард Нисбетт и ввели в науку понятие «напряженные системы».
Попытаюсь изложить его суть в одном абзаце. Все крупные социальные системы являются напряженными. Их стабильность поддерживается за счет баланса множества противоположно направленных сил, которые находятся в равновесии. Это равновесие достаточно устойчиво, но если его удается нарушить, то изменения приобретают лавинообразный характер.
Вспомним «бархатные революции», похоронившие коммунистические режимы в странах Восточной Европы. От коллапса их удерживали советские танки. Но стоило только Горбачеву дать понять, что «братская помощь» образца 1956 года в Венгрии или 1968 года в Чехословакии исключена, как то, что еще утром казалось стабильным, к вечеру рассыпалось.
Государство — одно из фундаментальных изобретений человечества. Среди прочих ролей на него возложена роль медиатора (лат. mediātor — посредник). Но в семье современных государств не без урода. Белорусское государство в лице своего главного архитектора сознательно отказывается от роли медиатора. Оно руководствуется принципом «разделяй и властвуй», авторство которого приписывается отцу Александра Македонского царю Филиппу (III в. до н. э.).
Входящие в моду разговоры о диалоге не должны смущать, ибо «по плодам их узнаете» (Евангелие от Матфея, 7:20). Плоды же усилий многочисленных государственных органов ежедневно фиксируют правозащитники. Их перечень не блещет оригинальностью: задержания, избиения, увольнения, исключения из учебных заведений, обыски…
6 на 70 тысяч
Не хлебом единым жив человек. Потому не стоит удивляться, что вклад экономического фактора в протесты оказался незначительным. Главному архитектору белорусской модели, воспитанному на марксистских догмах, понять этого не дано. Он объясняет протестную активность молодежи незнанием истории: «…среди молодежи есть те, кто пребывает в невежестве по поводу недавнего прошлого. Да, они не могут знать всех невзгод лихих 90-х. Хотя об этом могли бы им рассказать родители, да и мы тоже. Печально, что наших детей тащат на улицы. Они наивно верят, что ради светлого будущего допустимо и даже необходимо разрушить настоящее».
Кто тащит наших наивных детей на улицы? КУК-ЛО-ВО-ДЫ. Разумеется, импортные. Такое вот простенькое объяснение. Согласие с ним означает, что идеологическая вертикаль, которую государство для народа выстраивает с 2003 года, есть собрание профессиональных импотентов.
Под стать идеологической «вертикали» оказались и так называемые структуры гражданского общества, щедро финансируемые из бюджета деньгами налогоплательщиков. Союзу опыта и молодости (ветеранские организации плюс БРСМ) снизить степень наивности детей оказалось не под силу.
Между тем для понимания происходящего прибегать к помощи конспирологии не требуется. Детей и их родителей вывели на улицы оскорбленные чувства.
Сколько лет белорусов убеждали в том, что справедливость выше закона. Многие поверили и отказались в очередной раз считать выборы в ермошинском исполнении выборами. Да и о какой справедливости можно вести речь, если на 70 тысяч членов участковых комиссий пришлось лишь 6 (!) представителей от оппозиционных партий.
***
Дубинками и водометами можно разогнать протестующих, но снизить степень напряженности в системе, имя которой «Беларусь», невозможно. Любая победа над обществом, достигнутая силовыми методами, в конце концов окажется пирровой.
Читайте также:
«Нет фактов, нет и фальсификаций»
Политический маркетинг: между обольщением и запугиванием