Время перемен пришло, общество для них созрело
Не верится, что 2020 год ушел в прошлое. Его не получится забыть. Он останется памятным в белорусской истории и будет долго о себе напоминать. В том числе свидетельствами, страданиями, судами.
Что было главным?
Главным событием прошлого года правильным было бы назвать распространение смертоносного вируса COVID-19 и принятие мер по спасению населения. Однако белорусские власти недооценили эту опасность, прописав простые способы защиты: баня, водка, трактор. В результате мы так и не узнали реальных потерь от пандемии.
И все же первое место в 2020 году вышли президентские выборы. Несмотря на усилия властей, они пошли не так, как предполагалось. Зарегистрированная как бы в шутку кандидатом в президенты Светлана Тихановская стала фаворитом избирательной кампании. В составе красивого женского трио она побила все рекорды и наглядно показала размах фальсификации выборов. Это вызвало цепную реакцию избирателей, которые за нее голосовали, и стало причиной волны протестов.
Власть вместо ожидаемого диалога со своими оппонентами избрала метод репрессий, обрушив на несогласных всю мощь силового аппарата. По сути, началась война с пробудившимся народом. С течением времени она приобрела массовый характер. По информации правозащитников, в период с 9 августа были задержаны и привлечены к мерам административного наказания более 30 тысяч человек. Многие из них были избиты, подверглись пыткам или получили телесные повреждения. Несколько человек в результате огнестрельных ранений и избиений умерли. Тем не менее, по данным фактам следственными органами не было возбуждено ни одного уголовного дела. В то же время по надуманным основаниям были возбуждены порядка 900 дел в отношение участников мирных акций протеста.
Мир содрогнулся от жестокости белорусских властей. Были приняты экономические санкции со стороны стран-членов Европейского Союза. 21 декабря США одобрили Акт о демократии, правах человека и суверенитете Беларуси. В нем содержится ряд требований к белорусским властям, в том числе освобождение всех политзаключенных, проведение переговоров с оппозицией, назначение новых выборов в соответствии со стандартами ОБСЕ.
Штаб экс-кандидата в президенты С.Тихановской инициировал ряд программ, направленных на изменение ситуации в стране и проведение досрочных выборов. В ответ прокуратура Беларуси завела несколько уголовных дел в отношении С.Тихановской и членов ее штаба.
Как оценить ситуацию?
В Интернете дается много оценок того, что происходит в Беларуси. Они носят, в основном, негативный характер и связаны с уголовно-правовой оценкой действий представителей власти. На этом фоне отмечу мнение бывшего адвоката, а сейчас — члена штаба С.Тихановской Михаила Кирилюка, который назвал ситуацию правовым дефолтом.
Мне представляется, что такая оценка не является адекватной применительно к действиям нынешних правоохранительных органов. Термин «дефолт» (с анг. — default) используется обычно в случаях невозможности выплаты кредита по причине неплатежеспособности клиента. В нашей ситуации речь об одностороннем применении права. Так, органы власти отказываются возбуждать уголовные дела в отношении силовиков при наличии признаков преступлений и в то же время возбуждают дела против участников акций, когда для этого нет х оснований. Тем самым выхолащивается понятие законности. Точнее, оно девальвируется.
Более подходящей оценкой творимого в стране произвола может быть слово «беззаконие». Оно включает в себя длинный перечень составов преступлений, как должностных, так и против личности. Среди них можно назвать: «преступления против безопасности человечества» (ст.128); «разжигание расовой, национальной или религиозной вражды и розни» (ст.130); «бандитизм» (ст.286), «создание незаконного вооруженного формирования» (ст.287); «принуждение лица к участию в преступной организации» (ст.288); «угроза совершением акта терроризма» (ст.290); «захват заложника» (ст.291) и другие.
В связи с массовыми преступлениями против мирных граждан можно ставить вопрос о признании спецподразделений МВД, КГБ и других структур преступными организациями (ст.19 УК). Это будет означать, что к уголовной ответственности должны привлекаться все члены организации с последующей детализацией их действий. Такую практику нынешние органы следствия уже применяют (например, в отношении членов Координационного совета, участников протестных акций).
Чего ждать в 2021 году?
По восточному календарю 2021 год пройдет под знаком Быка. По мнению астрологов, этот знак способствует таким качествам, как уверенность, спокойствие, трудолюбие. В то же время расположение планет предвещает напряженный период жизни.
Даже без небесных подсказок очевидно, что много проблем будет в экономике. Об этом можно судить по наспех сверстанному проекту закона «О республиканском бюджете на 2021 год». Он был принят за один день в Палате представителей и в Совете Республики. В нем заложен дефицит расходной части в 4 млрд рублей. Этот дефицит надо будет чем-то восполнить, иначе ряд позиций бюджета окажутся необеспеченными. Можно предположить, что цены будут устойчиво расти, как и инфляция.
В политической сфере также будет напряженно. По всей видимости, власти предложат принять поправки в действующую Конституцию. Палочкой-выручалочкой может стать Всебелорусское народное собрание (ВНС), которое может одобрить от имени народа предложенные поправки и само стать «конституционным органом». Потом эти поправки могут быть вынесены на референдум или на всенародное голосование, как это было организовано в России. Новые президентские выборы могут пройти не скоро. Их может и не быть, если право избирать президента будет предоставлено ВНС. В таком случае президент станет просто номинальной фигурой.
Ожидать решительных действий от оппозиции не приходится. На этот счет белорусские власти уже приняли превентивные меры: МВД подписало соглашение о взаимопомощи с Росгвардией, а также составило электронную базу данных об участниках «несанкционированных мероприятий». Свою лепту в борьбу с возможными протестами внесли и нынешние парламентарии, приняв «крутые» поправки в статью 23.34 КоАП. Теперь размер штрафа за участие в акциях протеста будет увеличен до 100 базовых величин. При повторном привлечении к ответственности по этой статье он может быть увеличен до 200 базовых величин (это — 5400 рублей). В этом случае может применяться как альтернатива арест на срок до 30 суток.
В таких условиях трудно рассчитывать на демократические перемены в стране. Однако жизнь всегда непредсказуема и вносит свои коррективы в развитие событий. Будем на них надеяться, тем более, что время перемен пришло, и общество для них созрело.
Михаил Пастухов