До 15 и больше лет?
На совещании у Лукашенко 21 января Совмину поставлена «капитальная задача»: ввести «самые жесткие меры» за налоговые преступления. За образец велено принять «американские законы», которые предусматривают за уклонение от уплаты налогов «до 15 и больше лет».
Еще недавно власти обещали декриминализацию в этой сфере, смягчение наказаний и прочие поблажки. Но теперь ветер переменился. Идея скопировать Америку кажется весьма перспективной.
«Никто критиковать не будет — оплот демократии, — заявил Лукашенко. — Там налогообложение регулируется жестко, и за неуплату налогов там бешеные сроки. А у нас целые отрасли уходят в тень, и мы на это спокойно смотрим».
Действительно, в Штатах налоговые преступления относятся к наиболее опасным деяниям в экономической сфере, а соответствующие санкции, собранные в разделе 26 Свода законов США, весьма разнообразны. Впрочем, и все налоговое законодательство, пожалуй, куда сложнее белорусского, а структура ветвей власти и законодательства отличается от нашей еще больше.
Опустив подробности, заметим: в целом по части жесткости и бешенства сроков мы с американцами на равных, если не круче.
Кстати, весьма интересны обстоятельства, исключающие и смягчающие уголовную ответственность за налоговые преступления в США. Здесь в качестве уважительных причин могут приниматься незнание закона (если обвиняемый докажет, что в силу различных обстоятельств он не мог и не должен был знать о налоговых обязанностях, а потому не имел сознательного намерения уклониться от уплаты налогов), намерение уплатить налог позднее из-за нехватки средств, добровольное содействие в раскрытии преступления и возмещении ущерба, состояние здоровья, а также… добросовестное исполнение советов юриста или бухгалтера.
По данным Службы внутренних доходов США (IRS), американский бюджет за последние 10 лет потерял из-за неуплаты налогов более $3 трлн. Но смотрят на это в Вашингтоне довольно спокойно — судя по количеству «налоговых» дел. К примеру, в прошлом году IRS возбудила 1598 дел, из которых 945 было доведено до уголовного расследования, а 593 человека осуждены.
Впрочем, половина этих дел касалась разнообразных преступлений, имеющих лишь косвенное отношение к налогам. Фактически за уклонение от уплаты налогов в США привлекается к суду немногим более 500 человек в год, реально сажают примерно половину, а средний срок «посадки» — всего 18 месяцев.
Конечно, особо злостные уклонисты получают «на всю катушку», скандалы с VIP-персонами гремят на весь мир. Но чаще всего инцидент исчерпывается расчетом с американской казной.
Для сравнения: в Беларуси по «налоговой» статье 243 УК в 2011 году было осуждено всего 135 человек, в 2018-м — 209, в 2019-м — 155, а в I полугодии 2020-го — 42.
С поправкой на масштаб экономик и численность населения американцам с нами и по жесткости опять не тягаться.
Сравним еще кое-что. Платить налоги никто не любит. Но чем больше государство пытается выжать из бизнеса и граждан, тем меньше у них желания платить.
К примеру, МВФ отметил в США снижение налоговой нагрузки за последние 3 года с 26,78 до 24,3%, а в Беларуси оценивает ее в 37,8%. Правда, наш Минфин уверяет, что нагрузка 25−26% (без учета ФСЗН), но вопрос не только в том, какую долю забирают, а сколько реально денег остается у налогоплательщиков.
А потому, если уж власти так озаботились социальной справедливостью, им полезно поинтересоваться хотя бы системой американских вычетов по подоходному налогу: на иждивенцев и лечение, крупные покупки и учебу, занятия спортом и благотворительность. Если с этим помягче, то и спрашивать пожестче за уклонение будет справедливо. Может, даже проблема «зарплат в конвертах» сама отпадет.
В придачу американцы весьма щепетильно относятся к самому процессу введения налогов. Собственно говоря, именно протест против роста фискальной нагрузки породил эту страну.
Так что, пытаясь заимствовать американский опыт, мы тут же наткнемся на его главный принцип no taxation without representation (нет налогам без представительства), традиции «бостонского чаепития», их последователей из Tea Party movement, 2-ю, 4-ю и 5-ю поправки, а также многие другие вещи, способные наклонить любую вертикаль…
Леонид Фридкин, officelife