Электорат меняет ориентацию
Чтобы не описывать очевидное, ограничусь невероятным — показательно не то, сколько народу вышло «на улицу», а то, как к этому отнеслись те, кто не пошел.
По моим ощущениям — либо нейтрально, либо сочувственно. Это гораздо более грозный сигнал для режима, чем рост числа активных противников, готовых участвовать в протестных акциях. Враждебно настроенные «неучаствующие» являются безграничным потенциалом будущей революции. Раньше они были важнейшим и цементирующим сегментом знаменитого «путинского электората». Сегодня они стали политическими трансгендерами и ускоренно отращивают «вторичные протестные признаки».
Вот некоторые из поверхностных впечатлений от первой серии волнений, триггером которых стало «вторжение» Навального в Россию:
- Центр тяжести протеста резко сдвигается в регионы. Протест больше нельзя рассматривать как блажь «зажравшихся» москвичей. Напротив, он теперь будет прирастать провинцией, причем там он будет протекать более агрессивно, и именно там, а не в Москве, можно ожидать эксцессов исполнителей и, как следствие, общенационального резонанса.
- Растягивание сетки протеста на всю бескрайнюю страну от Сахалина до Калининграда создаст для режима в самом скором времени немалые логистические сложности, так как на каждый Урюпинск космонавтов не напасешься и репрессивные возможности режима тем меньше, чем дальше от Москвы. Москва же быстро почувствует «вдохновение» и, подпитавшись энергией регионов, будет вести себя все более активно.
- Выключить молодежь из протеста уже не получится. На ближайшее время у этой войны будет детское лицо. Детское и женское.
- Режим будет быстро сваливаться в «минскую колею», занимая глухую оборонительную позицию. Поле для маневра резко сузилось, но еще больше сократилась способность маневрировать. Вероятность повторения фокуса типа «Крым наш» равна околонулю. Каждым следующим куском можно элементарно подавиться.
- Не надо недооценивать «малочисленных» акций, особенно когда они выпрыгнули за пределы Садового кольца. Их роль не в том, чтобы быть искрой, из которой возгорится пламя, как многие по инерции думают, а в том, чтобы измотать и обескровить противника. Это авангард, который бросили на плацдарм на правом берегу Днепра, чтобы обеспечить успех операции в совершенно другом направлении.
- Смена режима, скорее всего, будет выглядеть как «двухходовка». Сначала будет довольно длительная стадия вроде бы бессмысленных и бестолковых протестов без видимого успеха, невидимым результатом которой будет переформатирование путинского электората в антипутинский. А потом бывший путинский электорат найдет себе нового лидера и все свершится достаточно быстро.
Владимир Пастухов, «МБХ медиа»