Какое наше правосудие?
Практически каждый день идут суды над теми, кто осмелился протестовать против действующего порядка в стране. Большинство «протестунов» привлекается к административной ответственности. Но все чаще судят по уголовным делам.
Кто они — без вины виноватые?
По данным белорусских правозащитников, после президентских выборов фигурантами уголовных дел в связи с протестами стали примерно 770 человек. Из них — 224 признаны политзаключенными.
Вот конкретные примеры. 4 февраля с.г. судом Логойского района Минской области был осужден к трем годам лишения свободы блогер, автор ютуб-канала «Слуцк для жизни» Владимир Неронский. По мнению гособвинителя, вина Неронского состояла в том, что он в своих видеороликах призывал к беспорядкам и оскорбил председателя Слуцкого райисполкома. Кроме того, он якобы организовывал «незаконные митинги» в Слуцке, Бресте, Мозыре и Могилеве.
В судебном заседании В. Неронский свою вину не признал и заявил, что во время нахождения в местах предварительного заключения (сначала — СИЗО №1 в Минске, затем — СИЗО в Жодино) его подвергали истязаниям, дважды направляли в карцер на длительный срок, он переболел коронавирусом без оказания медицинской помощи.
Неоправданной жесткостью шокировал общественность приговор в отношении 29-летнего водителя Дмитрия Дубкова. 10 августа 2020 г. он, участвуя в акции протеста у метро «Пушкинская», перегнал грузовик с тем, чтобы перекрыть дорогу милицейскому транспорту. Органы следствия обвинили Дубкова в том, что «…по предварительному сговору с неустановленными лицами проник в кабину МАЗа, завладел автомобилем и запустил двигатель без цели кражи, при этом угрожал предметом, похожим на пистолет. Кроме того, в знак протеста нарушил запрет выходить на проезжую часть и воздействовать на сотрудников милиции…».
На суде версия следствия во многом была поставлена под сомнение. Тем не менее, гособвинитель по совокупности статей 214 (ч.1) и 293 (ч.2) УК предложила назначить Дубкову наказание в виде 7 лет лишения свободы в колонии усиленного режима, а также обязать возместить Минсктрансу ущерб в сумме 21 861 рубль 69 коп. Судья с этим мнением согласилась в полном объеме.
4 февраля в суде Заводского района г. Минска рассмотрели дело в отношении предпринимателя Ивана Коневега. Его обвинили сразу по трем статьям Уголовного кодекса (стст.342, 364 и 218). Суть обвинения состояла в том, что 10 августа Коневега с другими гражданами вышел на проезжую часть, что привело к нарушению работы транспорта. Он также нанес не менее двух ударов руками по стеклу милицейского автомобиля. На суде он пояснил, что нанес два удара по машине, так как боялся, что она въедет в толпу людей. В результате Ивана Коневега осудили на три года лишения свободы.
В судах поточным методом рассматриваются дела об административных правонарушениях в отношении участников акций и случайных прохожих. Так, 4 февраля в суде Октябрьского района г. Минска было рассмотрено административное дело в отношении Анисии Козлюк и Юлия Ильющенко. Они были задержаны в центре Минска вместе с журналисткой швейцарской телерадиокомпании Люсией Чирка по стандартному обвинению — участие в несанкционированном массовом мероприятии и неповиновение законному требованию должностного лица. Журналистку освободили после вмешательства швейцарского посольства, а вот ее белорусских знакомых подвергли административному аресту.
Серия жестких административных санкций обрушилась на белорусских пенсионеров, участвовавших в акции от 29 января. Почти десяток бабушек и дедушек белорусские судьи «определили на жительство» в Дом на Окрестина.
Почему их так много?
По подсчетам правозащитников, число подвергнутых административным и уголовным санкциям за участие в протестах превысило 30 тысяч человек. И эта цифра продолжает увеличиваться.
Так, принято к рассмотрению Верховным судом по первой инстанции многотомное дело в отношении банкира и неудавшегося кандидата в президенты Виктора Бабарико и компании. Первое заседание состоится 17 февраля в здании суда Московского района г.Минска. На подходе — не менее объемное «дело Тихановского».
На 9 февраля назначено рассмотрением дело в отношении журналисток «Белсата» Дарьи Чульцовой и Катерины Бахваловой (Андреевой). В суд Московского района г.Минска направлено дело по обвинению журналистки TUT.BY Катерины Борисевич и врача БСМП Артема Сорокина. Их обвиняют в разглашении медицинской тайны в связи со смертью Романа Бондаренко.
Понятное дело, что после подавления волны протестов власти пытаются расправиться с максимально большим числом их участников. Одновременно подвергаются репрессиям новые участники акций. За «рецидив» наказание увеличивается, вплоть до заведения уголовных дел по ст.342 УК («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них»).
Стало известно, что готовятся очередные «драконовские» поправки в Уголовный кодекс, которые могут запугать своим широким охватом и жестокостью активистов и пропагандистов уличных акций.
Нужна кадровая чистка судов
Следует признать, что нынешние суды справляются с возросшей нагрузкой по рассмотрению дел политической направленности. Санкции заметно ужесточаются. В своих решениях суды солидаризируются с позицией прокурора — гособвинителя. Однако если посмотреть на вменяемые участникам акций действия с объективной точки зрения, то можно усомниться в их преступном характере. Трудно представить, что перегон грузовика на другое место может стать тяжким преступлением или два хлопка по стеклу милицейской машины могут повлечь наказание в виде трех лет лишения свободы.
Очевидно, что в указанных случаях судьи не выполняют поставленные перед ними задачи, а именно: «…защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства права и свободы граждан…» (ст.6 Кодекса о судоустройстве и статусе судей). Тем самым, назревает необходимость вернуть судей в рамки закона и заставить защищать права граждан. Для этого нужно провести судебно-правовую реформу, которая позволит осуществить коренную чистку судебных кадров. Это можно сделать путем избрания судей на должность.
Дело за малым — нужны демократические перемены в стране. Они предполагают выборы в легитимный парламент, утверждение Концепции судебно-правовой реформы и принятие нового закона о судах. Дальше будут сформированы новые суды.
Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор