Я не узнаю вас в гриме
Хоть до Всемирного дня театра еще есть время, позволю себе процитировать бессмертные строки из Вильяма нашего Шекспира: «Весь мир — театр, в нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль».
Кусочек монолога из шекспировской комедии «Как вам это понравится» всплыл намедни в памяти не просто так, а по поводу и под впечатлением. Как раз встретилась в разных источниках новость о спецпоказе обновленной версии «Павлинки», организованном в Минске 12 марта строго и исключительно для участников пробега «За Беларусь!». Звали этих привилегированных зрителей бесплатно, по пригласительным. И только членов общественного объединения «Патриоты Беларуси». Можно было еще взять с собой «вторую половинку», если и ее записать в патриоты.
Однако не будем, право слово, углубляться в историю этой организации. Тем более, и истории как таковой у самого молодого РОО толком нет, зарегистрирована она была только в конце 2020 года.
Речь поведем о другом. О том, как хочется некоторым людям пускай не быть, но казаться. Продемонстрировать свою просвещенность, всестороннюю развитость и высокий культурный уровень, а где-то даже элитарность. Не важно, любишь ли ты театр — важно показать, что ты там был. А по случаю можно еще фоточек в Инстаграм запилить.
Зря, что ли, еще в конце 2019-го как раз у Купаловского театра был отобран первый в истории страны благотворительный Венский бал, который планировался как благородный, «шляхетский» и яркий праздник, а на деле был с солдафонской неуклюжестью наскоро «пришит» к балу во Дворце Независимости.
Потому что, и на это весьма прозрачно намекнули всем причастным и потенциальным зрителям, Главный Новогодний Бал может быть только один, для избранных и самых приближенных. Ну ладно, два, но бал в Большом не считается — так, театральный карнавал, на который и простой смертный может попасть за деньги, не чета недоступности празднования для высшего света.
В эту же строку прекрасно ложится история с «возрождением Купаловского театра». Мол, вначале «они» (36 актеров, в том числе народные и заслуженные, и 22 сотрудника театра — алкоголики, тунеядцы и далекие от настоящей культуры дебоширы, по версии пропагандистов; особенно преуспело в изобличении телевидение) разрушили театр своим демаршем, растоптали его столетнюю историю. А потом «мы» (государство вообще и министерство культуры во главе со свеженазначенным министром в частности) его подняли с колен, отряхнули от вековой пыли и вдохнули новую жизнь. Опять же, добавили свежую творческую кровь из числа талантливых студентов, и гляди-ка, за полгода реанимировали «Павлинку», а также «Вечер» по Дудареву.
Вишенкой на торте стала, как по мне, подаренная на 86-летие народному артисту СССР Геннадию Овсянникову бутылка водки. И финальная скупая, так никем и не увиденная, слеза на щеке актрисы Ольги Нефёдовой, сокрушающейся, мол, ушедшие коллеги «сдали по дешевке» самое главное — Родину. Тут, кажется, была бы уместна реплика даже не Станиславского, а студента-историка Кости из «Покровских ворот»: «Ваша сложность идет вам, как Соеву пенсне!».
Впрочем, нет, еще было заочные культурные баталии в эфире ОНТ и, в частности, пассаж Веры Поляковой о «дуре с тремя высшими образованиями». Актриса, кажется, даже не заметила, как этим высказыванием поставила себя где-то рядом с командиром минского ОМОНа Дмитрием Балабой, который еще в 2016 году рассказывал в интервью, что под его началом служат в том числе «заядлые театралы, историки, ценители изобразительного искусства»…
Постановки этих «театралов», их художественный, культурный и нравственный уровень, попытки натянуть маску Супермена на кривую, безумную ухмылку Джокера посмотрели и оценили за прошлый год сотни тысяч белорусов, и вряд ли кто-то из актеров обрадовался бы сравнению с такими «ценителями искусства».
Тем временем грандиозный трагифарс «культура вне политики» продолжается и сейчас. В больших и малых городах разыгрываются тщательно отрежиссированные постановки с закрытием «подозрительных» галерей и культурных пространств, запретом в последний момент фестивалей, концертов, театральных постановок, с исключением студентов, преследованием музыкантов, увольнением режиссеров и актеров, директоров музеев и педагогов — о чем жалеть, если незаменимых нет, другие найдутся.
Об одном только, видимо, забыли актеры этой чересчур затянувшейся пьесы, выбравшие в шекспировском вопросе «быть или не быть» третий вариант ответа — казаться. Чем глубже погружаешься в искусство притворяться, тем выше опасность всерьез заиграться, самому поверить в реальность происходящего и пропустить свой выход и уход.
А очнуться и вернуться в реальность можно вовсе не под крики «браво», «бис», и обнаружить себя в окружении — нет, не тихих лояльных середнячков, а весьма себе зубастых, пусть даже талантливых, лицедеев. Готовых при удобном случае и вчерашних благодетелей сожрать, выплюнуть косточки и как ни в чем не бывало пойти дальше, громко распевая хоть заказные славословия, хоть трогательные песни про любимую.
Виктория Телешук
Фото с сайта: Минскновости и телеграмм-канала «Пул первого» использованы в иллюстративных целях