События 2020 года в Беларуси заслонили от нас, беларусов, происходящее в мире. Между тем, на постсоветском пространстве произошла одна из первых войн в истории, которую можно (хотя и с натяжкой) назвать беспилотной.
Речь идет о прошлогодней армяно-азербайджанской войне за Нагорный Карабах. Хотя формально обе страны не находятся в состоянии межгосударственного конфликта друг с другом, по факту они активно наносили удары со своей международно признанной территории по военным целям на международно признанной территории противной стороны.
Значение прошлогодней войны за Карабах еще предстоит осознать. Но она привлекла внимание стратегов во всем мире. Тот редкий случай, когда Беларусь не стала исключением: мой коллега полковник в отставке Леонид Спаткай провел большую работу по систематизации и анализу информации не только о ходе военных действий с применением беспилотников, но и о стратегии развития беспилотной авиации в Армении и Азербайджане.
И тут нам есть о чем задуматься. Азербайджан в течение десятилетия опирался на технологические разработки лидеров беспилотной авиации. Сначала Баку закупал готовые изделия, затем наладил их лицензионную сборку, потом приступил к созданию собственных образцов техники. Армения, стремясь сэкономить ограниченные ресурсы, изначально решила разрабатывать беспилотную технику самостоятельно. В итоге, к началу войны азербайджанский флот БПЛА исчислялся сотнями единиц. Причем, высокого качества. Армянский — десятками. Качество их было разным, у многих из преимущества только то, что они местные, армянские.
Азербайджан активно закупал и в готовом виде, и для сборки на своих мощностях БПЛА-камикадзе. Которые в значительной мере просто «выкосили» армянскую систему ПВО на начальном этапе конфликта. Включая новейшие ЗРК «Тор» российского производства. Такие же защищают небо над БелАЭС в Островце. Зачастую радиолокационные станции просто «не видели» приближающиеся ударные БПЛА. В результате армянские сухопутные войска оказались беззащитными от ударов с воздуха.
Не оправдали себя и российские комплексы радиоэлектронной борьбы, которые должны были бы парализовать системы управления азербайджанскими БПЛА.
В качестве выводов из прошлогодней войны в Нагорном Карабахе автор доклада приводит:
— во-первых, БПЛА в очередной раз доказали свою состоятельность как отдельного вида вооружения, для защиты от которого требуется дорогая и насыщенная система ПВО, что не «по карману» очень многим странам.
— во-вторых, БПЛА стали неотъемлемой частью современных вооруженных конфликтов и опыт их боевого применения окажет серьезное влияние на военную науку и военное строительства во многих странах, в результате чего значительно изменится организация систем ПВО и тактика общевойскового боя.
— в-третьих, как следствие двух предыдущих. Все виды беспилотных боевых систем получат свое дальнейшее развитие, а их производство и продажи будут расти. При этом мировым лидером в этом сегменте пока остается Израиль, хотя ему буквально «наступают на пятки» Турция и Китай.
— в-четвертых, танки — основа сухопутных войск, утрачивают свою значимость, так как их создатели не смогут постоянно усиливать защиту против высокоточного оружия, в том числе и против БПЛА — оружия дешевого и атакующего сверху.
— в-пятых, Турция становится в ряд технологически развитых держав. Азербайджан активно применял не только турецкие беспилотники и малогабаритные высокоточные боеприпасы, но и системы РЭБ «Корал». Которые, в отличие от российских, со своими задачами справились и активно «слепили» армянскую ПВО.
Но это лишь часть обширного массива информации к ознакомлению и размышлению по итогам, будем надеяться, последнего армяно-азербайджанского военного столкновения. С самим текстом доклада можно ознакомиться на сайте Belarus Security Blog, там много интересного.
Андрей Поротников, эксперт, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…