За что осудили Борисова?
В воскресный день 22 марта с.г. за рамками рабочего времени судья суда Партизанского района г. Минска Михаил Макаревич огласил вердикт по административному делу в отношении лидера БСДП (Грамада) Игоря Борисова — 15 суток ареста.
21 марта Игорь Борисов вместе с женой Аленой и младшей дочерью четырехлетней Виталиной поехал на машине за продуктами. Однако по дороге машину Игоря неожиданно подрезал микроавтобус серебристого цвета. Из него выскочили не менее пяти человек в камуфляжной форме и в черных масках. По словам жены, они стали бить по машине, требуя выйти. Игорь отстегнулся от ремней и вышел. Его затолкали в бус. Алена пыталась разобраться в чем дело, показывала водительское удостоверение мужа. Никто не слушал и не смотрел. Ключи от машины оставили. Дочка плакала, что папу увели неизвестные дяди.
Минут через 20 Игорь позвонил жене и сообщил, что находится в РУВД Партизанского района Минска. Алена поехала в РУВД, однако ее не пустили в здание и отказались вступать в разговор. Тогда она вызвала адвоката, но и с ней не желали разговаривать. Часа через три из ворот Партизанского РУВД выехал тот самый микроавтобус. Смелым движением Алена его остановила и смогла передать таблетки и увидеть на минуту мужа.
Дальше было томительное ожидание и бесконечные звонки. Стало ясно, что суд будет завтра. Осталось узнать, где, когда и кто?
Суд долгий и нудный
В так называемый дворец правосудия мы прибыли после двух часов. На доске объявлений суда Партизанского района вывесили список дел. Фамилия Борисова оказалась внизу со временем 16.30. Его дело «расписали» судье Макаревичу Михаилу Викторовичу. Из Интернета известно, что он был назначен на должность 15 ноября 2020 г. Стал известен после многоэпизодного административного дела в отношении студента БГУИР и экс-сотрудника научно-технического центра КГБ Яна Солоновича. После признания об участии в многих акциях протеста Ян был осужден семь раз и каждый раз на срок от 10 до 15 суток. Впереди предстояло еще 8 эпизодов, но Яну Солоновичу удалось как-то сбежать за границу.
В компании Алены и коллег по партии нам пришлось ждать «судного часа». И он наступил. Нас впустили в зал судебного заседания с клеткой для обвиняемых. Возле нее разместился адвокат Александр Филонович. Остальные заняли места в отдалении.
Игоря Борисова в судебное заседание не доставили, хотя такое ходатайство заявлялось и от него, и от адвоката. Жене разрешили выступить в качестве свидетеля.
Общение судьи и Борисова велось через скайп. При этом экран стоял перед судьей. Мы только слышали голос Борисова. Звук был слабый, несколько раз связь обрывалась. То есть, принцип непосредственности, устности и непрерывности процесса не соблюдался в полной мере.
Игорь Борисов не признал своей вины. Факт неподчинения сотрудникам милиции на территории РУВД также отрицал.
Жена Алена рассказала о том, как их машину остановили неизвестные в балаклавах, как грубо они себя вели, не представившись и не объяснив мотивов своих действий.
Одним из свидетелей по делу был сотрудник, участвовавший в задержании Борисова. Интересным был допрос со стороны адвоката. В частности, он пытался выяснить, на каком основании остановили машину Борисова, почему его повезли в РУВД, если при нем было водительское удостоверение, кто давал команду задержать Борисова? Конечно, на такие вопросы по видеосвязи ответить было легче, чем вживую. Тем более, что судья снял ряд неудобных вопросов адвоката.
Вторым свидетелем выступил сотрудник РУВД, который якобы видел, что Борисов не хотел выходить из буса, которым его доставили на территорию управления. Причем, он «видел» лишь этот фрагмент. По его словам, доставившие Борисова сотрудники были в гражданской одежде. На вопрос, как он стал свидетелем по делу, тот замялся. Ходатайство адвоката о просмотре записи видеокамеры на территории РУВД судом было отвергнуто.
Процесс длился три часа с вынужденными перерывами, когда настраивалась трансляция. Все устали. У Алены разболелась голова. Можно лишь представить, как нелегко пришлось Игорю Борисову после первой ночи в общей камере.
Итоги суда
На мой взгляд, кульминацией судебного процесса стала речь адвоката А.Филоновича. Он сослался на Закон «Об органах внутренних дел в Республике Беларусь», в которых говорится об обязанностях сотрудников милиции. В частности, «…принимать необходимые меры по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод и законных интересов граждан», «…выявлять и пресекать преступления и административные правонарушения». В этой связи уместно спросить: что сделали лица, облаченные в камуфляжную форму и маски? Ведь они без всяких к тому оснований жестко остановили машину гражданина, который ехал с семьей по своим делам. Они напали на машину, заставили водителя выйти и затянули в свой бус, бросив машину с женой и плачущим ребенком посреди проезжей части.
Адвокат несколько раз повторял риторические вопросы: на каком основании остановили машину Борисова, почему люди в масках действовали как бандиты; что противоправное совершил Борисов; почему его надо было везти в РУВД, если жена показывала его удостоверение? Зачем было инсценировать провокацию в здании Партизанского РУВД, куда доставили Борисова и не знали, что с ним делать? Какой смысл был ему упираться при выходе из микроавтобуса, если его окружали мужчины в камуфляже? Почему суд отказался осмотреть видеозаписи с камер наблюдения в РУВД?
А. Филонович говорил громко, уверенно, эмоционально. В конце он потребовал прекратить дело за отсутствием события правонарушения и освободить Борисова из-под стражи. Это было в высшей степени убедительно. Мне лично хотелось аплодировать смелому и грамотному адвокату.
Судья удалился в совещательную комнату. Мы надеялись, что он, если не решится на оправдание Борисова, то хотя бы направит дело на доработку. Минут через 15 судья пришел и огласил решение: Борисова признать виновным и подвергнуть административному аресту на 15 суток.
В это было трудно поверить. Так жестко и за что? По логике, за то, что И. Борисов решился подать заявку на проведение Дня воли. Вместо этого его «зачистили», направив на две недели в дом на Окрестина или еще дальше — в Жодино. Лидера политической партии, человека, которого знают и уважают не только в Беларуси, но и в зарубежных странах.
Такой суд не защищает права граждан, в чем его первейшая обязанность, а служит власти. Нам нужен другой суд, избираемый из достойных кандидатов, который будет судить объективно, по закону и совести.
Пример с безосновательным осуждением Борисова лишний раз убеждает в необходимости судебной реформы.
Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор