TOP

Какой у нас парламент?

2 апреля открылась весенняя сессия Палаты представителей. И сразу же депутаты одобрили в первом чтении несколько законопроектов, направленных на дальнейшее ограничение прав человека.

Какие законы нам предлагают?

При открытии сессии парламента его бессменный председатель Владимир Андрейченко заявил: «…наше законодательство слишком либерально, чтобы давать симметричные ответы на новые формы экстремизма и информационной агрессии. Устранить этот пробел — прямая обязанность депутатов».

Такое выступление спикера, по всей видимости, способствовало тому, чтобы депутаты без промедления и единогласно одобрили представленные им законопроекты о «нацизме», «экстремизме» и «массовых акциях».

По сложившейся практике, сами законопроекты до последнего момента скрываются от общественности. Известно лишь, что в настоящее время в Палате представителей находится на рассмотрении 25 законопроектов, из них 11 — готовы к обсуждению.

Что касается поправок в законы по вопросам противодействия экстремизму, то их подготовкой занималась Генеральная прокуратура, хотя этот орган не наделен правом законодательной инициативы.

Во время выступления на телеканале «Беларусь-1» 4 апреля Генеральный прокурор Андрей Швед сообщил, что в случае принятия поправок уголовная ответственность будет наступать за любую форму участия в экстремистской организации, включая обучение и пропаганду экстремистских идей. При этом к экстремистским материалам будет относиться не только информационная продукция, но и символика и атрибутика, предназначенная для осуществления экстремизма и его пропаганды.

Уголовные дела, связанные с участием в экстремистской организации, должны будут рассматриваться в ускоренном режиме — в течение одного месяца.

Значит, после принятия указанных поправок начнется новый этап борьбы с «несогласными» под видом борьбы с экстремизмом. Нечто похожее происходило в годы сталинского террора, когда велась борьба с «контрреволюционными элементами — врагами народа». По таким делам действовал ускоренный (десятидневный) порядок разбирательства. Вместо судов создавались «тройки» (начальник местного НКВД, прокурор и судья), а для важных дел учреждались особые совещания при Верховном суде. Наказания были чрезмерно жестокие: 10 — 20 лет лагерей или расстрел.

Следует иметь в виду, что само понятие «экстремизм» в Законе «О противодействии экстремизму» от 4 января 2007 г. (с изм. и доп.) является весьма абстрактным. Под него, при желании, можно подвести любую деятельность. Например, разжигание социальной вражды и розни, организацию и осуществление массовых мероприятий, хулиганские действия, реабилитацию нацизма, воспрепятствование законной деятельности государственных органов.

Получается, что после введения в действие поправок, предложенных Генеральной прокуратурой, задержанных на акциях протеста, а также владельцев БЧБ-флагов могут запросто обвинять в экстремизме. Для сведения: по данным правозащитников, в марте были задержаны более 1000 человек по политических мотивам.

Что представляет собой нынешний парламент?

Этот парламент — Национальное собрание Республики Беларусь — был образован в результате принятия новой редакции Конституции в ноябре 1996 г. Тогда же из депутатов незаконно распущенного Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва были отобраны 110 депутатов, которых кооптировали в нижнюю палату нового парламента.

Впоследствии депутаты формально избирались по итогам выборов. Однако выборы не признавались свободными и справедливыми. Тем не менее, депутаты получали значки, удостоверения и выполняли свою «работу» — утверждать законопроекты, которые им присылали «уполномоченные субъекты».

Сами депутаты законопроектов не разрабатывали (кроме редких случаев). Кто-то может спросить: почему? Причин этому много. Одна из них состоит в том, что депутаты не обучены писать законы, а многие даже не читали их раньше. Другая причина — наличие сложной процедуры разработки законопроектов, которая не под силу несведущим людям. Третья причина — все законопроекты должны получить «высочайшее одобрение». К тому же депутатов не понуждают к законотворчеству. Их задача — обсудить и одобрить представленный документ, то есть создать видимость процедуры.

Сейчас уже не является секретом, что для выполнения этой миссии кандидатов в депутаты заранее отбирают. Они должны быть надежными и лояльными по отношению к верховной власти. Видимо, не случайно, им платят министерские зарплаты, дают служебное жилье, выделяют помощников.

Понятное дело, что такой парламент является декоративным, несамостоятельным, непрофессиональным. Тем не менее, с депутатов не снимается ответственность за принятые ими законы. Если позднее будет установлен их противоправный характер, то они должны отвечать за злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 УК).

Какой нам нужен парламент?

Сейчас много говорят и пишут о необходимости конституционной реформы. В ее рамках предлагается повысить роль парламента как представительного и законодательного органа власти. Очевидно, что для Беларуси достаточно однопалатного парламента с реальными полномочиями и большим влиянием на положение дел в стране.

По моему мнению, в стране необходимо прежде всего восстановить действие Конституции 1994 года, поскольку референдумы 1995, 1996 и 2004 гг. были проведены с нарушением законодательства. Как результат — принятые по их итогам поправки в Конституцию не имеют юридической силы. В этой связи единственным законным парламентом в стране может быть Верховный Совет Республики Беларусь, состоящий из 260 депутатов. Именно с его выборов должно начаться возрождение парламентаризма.

В качестве правовой основы для новых парламентских выборов может послужить Закон «о выборах депутатов Верховного Совета Белорусской ССР» от 27 октября 1989 г. (с некоторыми уточнениями в заключительной части).

Единственный вопрос, который может остаться у читателей: кто назначит выборы в этот парламент? Я полагаю, что таким субъектом может быть народ. Согласно ст.3 Конституции, народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через представительные органы «…в формах и пределах, определенных Конституцией». Для этого ему достаточно собраться и поручить своим представителям найти выход из сложившегося положения. А выход всегда найдется, если будут подходящие условия.

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.