TOP

Эффективность диалога между властью и бизнес-союзами остаётся на невысоком уровне

Совсем недавно общим собранием представителей членских организаций РСПП Председателем бизнес-союза на новый пятилетний срок работы избран Александр Швец.

Александр Швец, фото belrynok.by

При этом Совет по развитию предпринимательства меняет свой статус с консультативного органа при Президенте Беларуси на консультативный орган при Совете Министров.

Теперь его состав утверждает соответственно премьер-министр Беларуси.

Председателем Совета будет заместитель премьер-министра, курирующий вопросы экономики.

— Вас в прошлом году вновь избрали лидером Беларусской научно-промышленной ассоциации (БНПА), а недавно продлили полномочия руководителя и на выборах в РСПП. Это уже второй срок или больше?

— Да, год назад меня выбрали на третий срок в БНПА, а в этом переизбрали председателем РСПП. Но выборы — это громко сказано. Наверное, кто-то думает, что на эту должность очередь стоит.

Конечно, нет. Скажу честно, я всячески содействовал созданию альтернативных выборов, но пока у меня не получилось найти желающих участвовать в такой «перспективной» избирательной кампании. Предлагал занять мою теперешнюю должность очень честным и влиятельным людям — членам нашего Союза. Но они ответили, что лучше будут продвигать свой бизнес, а не тратить силы на поднятие часто неподъёмных вопросов.

Эта работа требует достаточно принципиальных подходов, а в результате –трудности в построении взаимоотношений с государственными органами. Ведение диалога — что является нашей главной задачей — часто вынуждает проявлять просто чудес коммуникации. И эффективность этого диалога оставляет желать лучшего. Поэтому не находится пока желающих отхватить «портфель». В каком-то смысле руководство бизнес-союзами — это мой личный социальный вклад и вклад коллег из БНПА и РСПП в развитие нашего общества, а вовсе не какой-то бизнес-проект.

Мы отстаиваем интересы предприятий частного сектора, поверьте, без материальной мотивации. У нас в ходу такая шутка: профсоюзы — это богатое объединение бедных людей, а бизнес-союзы — бедное объединение богатых людей.

— Какое отношение государственных органов к бизнес-союзам?

— В абсолютном большинстве экономически развитых стран сама власть стимулирует создание бизнес-ассоциаций — как отраслевых, так и межотраслевых. Как например, это делается в Германии.

Земельные торгово-промышленные палаты. Объединённые Торгово-промышленные палаты. Союзы нанимателей и так далее. Там эта система чётко прописана и отрегулирована. Власти предписывают бизнесу обязательное членство в бизнес-ассоциациях с уплатой обязательных взносов.

— Что это даёт бизнесу и власти?

— Это даёт всем субъектам хозяйствования, независимо от подчинённости, не только возможность, но и обязанность вырабатывать позитивную экономическую повестку. На базе этого формируется пул профессиональных экспертов, взаимодействующих на системной основе с органами государственной власти.

Еще когда я сам был первым заместителем министра предпринимательства и инвестиций в 2001-м году, у министерства вместе с деловым сообществом была задача сформировать институциональную среду для развития частного бизнеса и выработать наиболее эффективные подходы ко взаимодействию с ним.

Сформировались серьёзные диалоговые площадки. Одна из них привела к созданию Совета по развитию предпринимательства. Позже заработали Общественно-консультативные советы, Региональные советы по развитию предпринимательства.

Но, надо признать, на деле далеко не всё так гладко. Несмотря на декларируемые подходы, в нашей стране эта система взаимоотношений так толком и не сформировалась. И, как я уже говорил, эффективность диалога остаётся на невысоком уровне.

При этом мы отслеживаем тот факт, что за последние 3-5 лет отношение и доверие населения к негосударственному сектору, негосударственным компаниям существенно возросло.

Это колоссальный ресурс для нашей страны. И со стороны государства хотелось бы более адекватного отношения к этому ресурсу.

— На «ходу» ли сейчас РСПП и БНПА? И есть ли у вас сильные конкуренты?

— Белорусская научно-промышленная ассоциация образовалась ещё при Советском Союзе — это старейший бизнес-союз в Беларуси. В 2020-м году исполнилось 30 лет!

У ассоциации очень непростая судьба, очень разные были у нас периоды отношений с государственными органами.

БНПА традиционно занимала взвешенную и честную позицию. И это не всегда нравилось властям. Тем не менее ассоциация, к её уважению, выстояла. Она по-прежнему занимает принципиально независимую позицию, взвешенную и конструктивную в общении с государственными органами.

В 1999-м году, чтобы наши читатели понимали, был скорректирован гражданский кодекс, и в БНПА, в которую раньше входили как юридические, так и физические лица — стала объединением только физлиц.

Сейчас ассоциация выступает пулом экспертов: управленцев, научных деятелей, экспертов в экономике и юриспруденции, развивающих, защищающих и внедряющих позитивные практики повышения экономический эффективности Республики Беларусь, интегрирования на равных условиях в экономику частного сектора.

БНПА работает в тесной связи с Республиканским союзом промышленности и предпринимателей — объединением юрлиц. А в РСПП сейчас порядка 23-х бизнес-ассоциаций, 107 прямых и порядка 250 ассоциированных членов.

Своеобразным периодом ренессанса для наших союзов был 2015-2017-ые годы, когда мы доказали, что они эффективны в решении своих основных задач, финансово устойчивы и независимы.

— А что насчет конкурентов?

— Что касается конкурентов… Партнёрский союз РСПП и БНПА без ложной скромности могу назвать одним из наиболее активных и эффективных по отстаиванию законных прав и интересов представителей частного бизнеса, повышению роли частного сектора в стране и решению конкретных проблемных кейсов членов союзов.

Важно, что мы работаем в сотрудничестве с другими крупными струтурами: с Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского, Минским столичным союзом, Белорусским союзом предпринимателей. Мы весьма близки по подходам, масштабности бизнеса, членским платформам.

Я никогда не думал о конкуренции между нами. Исходя из того, что в различных объединениях состоит всего чуть более 5% от субъектов хозяйствования — то о какой конкуренции тут можно говорить? То есть, поле для развития бизнес-союзов просто гигантское.

— У вас наверняка есть партнёры в соседних странах — России, Литве, Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Украине…

— Хорошая связь с Российским и Украинским Союзами промышленников и предпринимателей. Поддерживаем отношения с Международным Конгрессом промышленников и предпринимателей. Его штаб-квартира в Москве.

И там представлены союзы предпринимателей Литвы, Латвии, Украины, Казахстана, Польши, Венгрии, Южной Кореи. В этом Конгрессе уже больше тридцати стран. То есть, с моей точки зрения, хорошая площадка для координации и обмена опытом.

— В вашем Союзе больше оптимистов или пессимистов, учитывая сложившуюся непростую ситуацию в стране?

— Надо тщательно считать. Так сразу и не ответишь. Но объединяются априори оптимисты — люди, нацеленные на развитие, которые не боятся трудностей и готовы с ними бороться. Частный бизнес в Республике Беларусь — это наиболее прогрессивная часть экономически активного населения. Другое дело, что эта часть хорошо информированная, с богатым жизненным опытом, как позитивным, так и негативным! Но при всём при том продолжают вести и развивать бизнес — не оптимизм ли это?

Да, нередко бывает, уходишь с работы с тяжёлым сердцем. Но потом возьмёшься за текущие дела… И смотришь, ты уже оптимист, несмотря ни на что.

— Александр Иосифович, складывается впечатление, что только в столице бизнес как-то действует в отстаивании своих интересов, объединяется, проявляет активность. А как же регионы?

— Мы занимаемся проблематикой бизнеса в масштабах всей страны. Прежде всего с точки зрения развития законодательства. При этом в наш Союз входят как столичные, так и региональные бизнесы.

Должен отметить, что отношение местных органов власти к теперешней ситуации отличается от региона к региону. Получаются очень разные подходы.

Как хороший пример следует отметить Минскую область. Включенность в нашу проблематику губернатора Минской области Александра Турчина, бывшего зампреда по экономике Александра Рогащука (сейчас назначен помощником президента по Гомельской области) очень повысила доверие бизнеса к действиям местной власти. Там налажена нормальная качественная работа. И результаты достаточно очевидны.

Большая роль в этом Сергея Найдовича. Его усилиями в качестве сопредседателя областного совета по развитию предпринимательства созданы нормальные условия работы для местного бизнеса.

— А вот негативный пример — как раз столица нашей Родины?

— Годами мы вместе с Минэкономики, МАРТом, партнёрами от бизнеса в Минске говорим о наружной рекламе. И годами же город нарушает существующее законодательство. Отрасль продолжает работать в непредсказуемых условиях регулирования. В начале 2019-го горисполкомом была анонсирована компания по наведению порядка в сфере наружной рекламы. Инициативу активно поддержали добросовестные участники рынка наружной рекламы. Но действия по наведению порядка буксуют. Нет внятного анализа этого рынка и его контроля. Также нет обоснованных и понятных критериев принятия решений по рекламным конструкциям.

Что касается наших партнёров в Брестской, Минской, Витебской и других областях, то ситуация там в части взаимодействия с экономическим блоком облисполкомов довольно неплохая.

Если проблемы носят региональный характер, то часто они и решаются на местах.

Ни для кого не секрет: времена для частного бизнеса в стране сложные. Очевидно, что для отстаивания своих законных прав и интересов бизнесу необходимо объединяться. РСПП и БНПА доказали свою функциональность и востребованность, постоянно расширяют членскую базу.

По мотивам всем известного лозунга — предприниматели всех отраслей, объединяйтесь!

Александр Коктыш, журналист

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.