Categories: Политика

Из Шклова в Женеву и обратно

В рамках Белорусской модели для мобилизации общества необходима лошадиная доза страха, без которой невозможно массовое производство эйфории или ненависти.

Мир не без добрых людей. Где бы ваш покорный слуга находил темы для своих опусов, если бы не подарки со стороны персон влиятельных и компетентных. Особо следует отметить регулярность и безвозмездность подарков. Не припомню случая, когда бы дарение оговаривалась какими-либо требованиями.

За примером далеко ходить не придется. Слово главе белорусского МИДа Владимиру Макею: «Пятьсот лет Запад диктовал нам условия, как жить, что делать, по каким правилам развиваться».

Разумеется, диктовать непрерывно, да еще на протяжении пятисот лет — задача архисложная. Поэтому Запад вынужден периодически брать тайм-ауты.

Один из них состоялся в декабре 2008 г. в ходе встречи Владимира Макея с министром иностранных дел Литвы Вигаудасом Ушацкасом. Далее цитата из самой солидной газеты страны: «Как было отмечено на встрече, конструктивный диалог Беларуси с Европейским союзом и предпринимаемые с обеих сторон шаги открывают дополнительные возможности для вовлечения республики в общеевропейские процессы, для развития прагматичного сотрудничества со странами-членами ЕС».

«Было время и были подвалы, было дело и цены снижали. И текли, куда надо, каналы и в конце, куда надо, впадали», — пел тезка главы белорусского МИДа Владимир Высоцкий. О былых временах напоминают нам еще кое-где сохранившиеся ратуши на площадях белорусских городов. Ратуши — это Магдебургское право, это знак принадлежности к западно-христианской цивилизации.

Москва (Московия) не сразу строилась

В этом году коллеги по Союзному государству отметили 800-летний юбилей благоверного князя Александра Невского. Для встающей с колен России, для возрождающейся государственной идеологии лучшего повода возрадоваться, пожалуй, и не отыскать.

Вот как описывает главную заслугу князя спикер Государственной думы Вячеслав Володин: «Он тонко чувствовал главную опасность — она шла с Запада, грозила духовной смертью народа, потерей независимости. Ханский Восток не посягал на нашу самоидентичность, не разрушал нашу веру, хотя бремя его было тяжким».

Оставим за скобками духовную смерть народа и посягательства на самоидентичность. Тонкая это материя. Я не Макей и не Володин. Но как понимать откровение спикера по поводу отсутствия посягательства на независимость?

А выплата дани на протяжении почти двух с половиной веков? Парадокс? Отнюдь. Дань с подданных собирали не монголы, а… князья. Больше всех преуспел в этом почетном деле князь Московский Иван Калита.

Москва (Московия) не сразу строилась. Но Калита, возможно, был первым, кто получил право собирать дань для Орды в других русских княжествах. Естественно, он использовал открывшуюся возможность для расширения влияния и пополнения своей казны. Тут грех на восточных оккупантов было жаловаться. Сплошная лафа! Рассчитывать же на такой подарок от децентрализованного Запада ни один русский князь не мог.

И хочется, и колется, и мама не велит

Не без помощи монголов русская культура приобрела одну из ядерных своих характеристик (образующих ядро) — властецентричность. После третьего раздела Польши она подобно коронавирусу распространилась и на территории бывшего ВКЛ.

Властецентричность на практике — это распоряжение «страной, как своей вотчиной. Примерно так распоряжается дачник грядками или банькой» (Дмитрий Губин, российский журналист).

Естественно, современный владелец вотчины и его обслуга воспринимает Запад как угрозу, как силу, которая пытается нас «перетянуть на свою сторону, диктуя свои условия». Но не тут-то было. Свой ответ Западу мы строем на принципах, у Запада же и позаимствованных. Отсюда ссылка на Устав ООН как основу для «построения нормального справедливого мира».

В итоге мы имеем то, что описывается наукообразным словом «амбивалентность». Это когда и хочется, и колется, и мама не велит. Это когда в обмен на нефтепродукты, изготовленные из российской нефти, экспортируются айфоны, но одновременно ставится заслон для экспорта культуры, позволявшие самостоятельно современные электронные прибамбасы разрабатывать и изготавливать.

На протяжении четырех веков единственным источником прибамбасов для российской цивилизации и ее сателлитов был Запад. На Запад и рубил «окно» Петр. Он нуждался в западных технологиях для построения «полков нового строя».

Но к радости современных наследников Петра «мир перестал быть западноцентричным». Прибамбасы сегодня научились изготавливать и на Востоке, который по сложившейся тысячелетиями традиции на «нашу самоидентичность» не посягает.

Ключевые слова

16 июня в мире произошло два события, значение которых трудно переоценить для будущего Беларуси. Местом первого события стала Женева, второго — Шклов.

Фото: телеграм-канала «Пул Первого»

Вот как суть первого события охарактеризовала российский политолог Лилия Шевцова: «Для США отношения с Россией важны для поддержания глобальной стабильности, но и для решения собственных внешнеполитических задач. Для России США значат гораздо больше, став внутрисистемным фактором. Эти отношения — подтверждение державности, которая остается позвоночником российской системы. Америка играет и роль «Врага», когда Кремлю нужно средство мобилизации общества. Чем слабее легитимация власти через выборы — тем нужнее «Враг».

Ключевые слова цитаты — «мобилизация» и «легитимность». Как показали три постперестроечных десятилетия, власти в России и в Беларуси способны поддерживать свою легитимность лишь в мобилизационном режиме.

Но мобилизация может происходить только при угрозе интересам. Не страдая от избытка фантазии, учредители Союзного государства дружно педалируют тему обеспечения национальной безопасности.
Очередная угроза и была сформулирована в Шклове: «За прошедший год мы на себе ощутили, как деструктивное информационное воздействие, экономическое, политическое давление, которые шли с Запада, влияли на мировоззрение наших людей и толкали некоторых из них фактически на предательство собственного народа. Всегда необходимо давать такой отпор подобным деятелям, чтобы в памяти врага он отпечатался на многие годы. И на это способна только всенародная оборона, если мы все будем защищать свою землю».

Мобилизация требует массовизации сознания (социальной одномерности общества). Эта задача и поставлена перед пропагандистами в год Народного единства. Один из этапов на пути ее реализации — утверждения Дня народного единства в качестве государственного праздника.
Если доживем до 17 сентября, увидим много интересного.

Сергей Николюк, политолог

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023